СДЕЛАЕМ   МИР   ЯРЧЕ !!!            

 

Рабочая программа "Изобразительное искусство и художественный труд"


 

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5–9 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

учебники:

-        Неменская Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2005.

-        Коротеева Е.И. Искусство и ты – учебник для 2 кл. / под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2005.

-        Твоя мастерская – рабочая тетрадь для 2 кл. / под редакцией Б.М. Неменской

-        Горяева Н.А., Неменская Л.А. Искусство вокруг нас – учебник для 3 кл. / под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2005.

-        Твоя мастерская – рабочая тетрадь для 3 кл. / под редакцией Б.М. Неменской

-        Неменская Л.А. Каждый народ – художник – учебник для 4 кл.

-        Неменская Л.А. Твоя мастерская – рабочая тетрадь для 4 кл.

 Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001.

дополнительных пособий для учителя:

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.

На предмет «Искусство» в учебном плане Министерства Образования в этом учебном году отводится по 2 часа в неделю в 1-7 классах, по 1 часу в 8-х, 9-х классах и состоит из 2 блоков – музыка и изобразительное искусство. Но, поскольку, эти предметы ведут разные учителя, было принято решение  проводить предмет искусство блоками по полугодиям – по 2 часа в неделю. В 1 полугодии в 1-х, 2-х, 6-х, 7аб, по 1 часу в неделю в 9-х  -  музыка; по 2 часа в неделю 3-х, 4-х, 5-х, 7вг, по 1 часу  в 8-х классах – изобразительное искусство.

класс

искусство

год

I полугодие

II полугодие

музыка

изобразительное искусство

музыка

изобразительное искусство

1

66

32

 

 

34

2

68

32

 

 

36

3

68

 

32

36

 

4

68

 

32

36

 

5

70

 

32

38

 

6

70

32

 

 

38

7аб

70

32

 

 

38

7вг

70

 

32

38

 

8

36

 

16

20

 

9

34

16

 

 

18

 

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

·                развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

·                воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

·                освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

·                овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

·                формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

В программу включен региональный компонент, который проявляется в следующих темах: 

1 кл. – в теме «Художники и зрители» ознакомление по слайдам с Новосибирской картинной галереей; в теме «Строим город» рассматриваем достопримечательности Новосибирска; тема «Город в котором мы живём» полностью посвящена Новосибирску.

2 кл. – в теме «Изображение природы в разных состояниях» выявляем особенности родного края; в теме « «Постройка и фантазия» подробно рассматриваем здание Новосибирского железнодорожного вокзала и здание театра «Глобус»; а в «Постройке и реальности» рассматриваем крестово-купольный собор Александра Невского и Затулинский шатровый собор.

3 кл. – во всех темах раздела «Искусство на улицах твоего города» рассматриваем не только известные достопримечательности Новосибирска, но и уютные уголки Кировского района.

4 кл. – во всех темах раздела «Истоки родного искусства» знакомим как с общими особенностями русского народного искусства, так и региональными.

5 кл. – во всех темах раздела « Древние корни народного искусства» на ряду с общими признаками народного искусства рассматриваем региональные особенности русской избы, предметов быта и костюма.

6 кл. – в теме «Пейзаж – большой мир» затрагиваем особенности природы родного края, в теме «Городской пейзаж» - особенности архитектуры Новосибирска.

7 кл. – в теме «Бытовой и исторические жанры» затрагиваем историю города Новосибирска; тема «Жизнь в моём городе в прошлых веках» полностью посвящена Новосибирску.

8 кл. – в теме «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»  рассматриваются примеры современной архитектуры Новосибирска.

 

Конструкция программы


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

5класс (32 часа).  Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Традиционные об­разы народного прикладного искус­ства как выражение мифопоэтических представлений че­ловека о мире, как память народа. Де­коративное изобра­жение как обозна­чение жизненно важных для челове­ка смыслов, их ус­ловно-символичес­кий характер

Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

 

6 класс (38 часов) Изобразительное искусствов жизни человека . Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Вру-бель, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, К. С. Петров-Водкин и др.).

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

7 класс (32,38 часов) Изобразительное искусствов жизни человека.

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII–XX вв., стили и направления (В. В. Растрелли, Э.-М. Фальконе, В. И. Баженов, Ф. С. Рокотов, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Фе-дотов, передвижники, «Мир искусств», С. Т. Коненков, В. И. Мухина, В. А. Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В. И. Суриков, П. Д. Корин, М. В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О. Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. А. Дейнека, А. А. Пластов, Б. М. Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

8 класс (16 часов). Дизайн и архитектура в жизни человека.

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Организация пространства. Свободные формы: линии и пятна. Цвет – элемент композиционного творчества. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

Художественный язык конструктивных искусств. Объект и пространство. Соразмерность и пропорциональность. Конструкция: часть и целое. Понятие модуля. Цвет в архитектуре и дизайне.

Функционально-архитектурная планировка своего дома. Дизайн вещно-пространственной среды.

9 класс (18 часов). Изобразительное творчество и синтетические искусства.

Человек в зеркале дизайна. Имидж: лик или личина? Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Законы композиции в одежде. Сфера имидж-дизайна. Искусство грима и прически.

Синтетические искусства и изображение. Театр и экран. Сценография. Изобразительные средства актерского перевоплощения. Фотография – искусство светописи. Кино – запечатленное движение. Сюжет в кино. Компьютер на службе художника.

 

 

   

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать

·                основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

·                основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

·                выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

·                наиболее крупные художественные музеи России и мира;

·                значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества;

уметь

·                применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

·                анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

·                ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                восприятия и оценки произведений искусства;

·                самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

 

 

 

Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

 

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

 

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

Формы контроля уровня облученности

1.      Викторины

2.      Кроссворды

3.      Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

4.      Тестирование

 

 

Список используемых источников

1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.

7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.

11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

12. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.

15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.

17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.

19. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

20. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.

22. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.

25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

Собственные компьютерные презентации;

 «Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;

 «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;

«Русский  музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

 Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm  

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Hosted by uCoz