СДЕЛАЕМ   МИР   ЯРЧЕ !!!            

 

Программа дополнительного образования

 

Управление образованием администрации

Кировского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №7 «Сибирская»» города Новосибирска

 

 

 

 

 

Программа дополнительного образования

по декоративно-прикладному творчеству

«Мастерская фантазий»

Программа рассчитана на два года обучения детей от 11 до 13 лет

 

                                                                         Составлена:

                                                                   учителем изобразительного искусства, МХК первой квалификационной категории

Брынькиной Еленой Викторовной

 

 

Новосибирск 2010

 

 

 

 

 

 Содержание                                            Страницы

 

Пояснительная записка………………………………………...…

Содержание программы………………………………………….

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся………..

Формы подведения итогов……………………………………….

Показатели результативности……………………………………

Тематическое планирование……………………………………...

Список используемых источников ….…………………………..

Приложения (Методическое обеспечение программы)………….

Лекционный материал

Рекомендации по написанию исследовательских работ

«Методическая копилка»

 

3

5

7

8

8

9

13

15

 

 

Пояснительная записка

 

Программа «Мастерская фантазий» написана с учетом «Примерных требований к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844),  Концепции и учебного план МБОУ «Гимназия №7 «Сибирская».

Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности. Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач современного образования. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящие изменения в нашей жизни (научной, культурной, общественной); в готовности использовать новые возможности; в стремлении избежать очевидных, традиционные решений; в выдвижении нестандартных, неординарных идей; в удовлетворении одной из основных социальных потребностей - потребности в самореализации личности.

Новизна данной программы заключается в:

- использовании новых технологий,

- тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна,

-  а также знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.

Программа «Мастерская фантазий» рассчитана на 34 часа и состоит из двух модулей: «Бумажная фантазия», «Ожившие ткани», на которые отводится по 17 часов. Составлено учебно-тематическое планирование на два года обучения, в котором отражены основные направления деятельности по освоению декоративно-прикладного искусства: аппликация, квиллинг, плетение из газетных трубочек, папье-маше, батик, изготовление искусственных цветов из ткани и смешанные техники. Выбор данных направлений обусловлен следующими критериями: сравнительно маленькие затраты на материалы, возможность освоения дисциплин за короткий период. Основной формой обучения по программе является урок, на котором используются групповые и индивидуальные формы организации учебно-творческой деятельности обучающихся. Программа рассчитана на возраст детей от 11 до 13 лет, предусматривает их дифференциацию по степени одаренности.

 

Цель: знакомство с основами теоретических знаний и практических умений в таких видах декоративно – прикладного творчества, как аппликация, квиллинг, папье-маше, батик, изготовление цветов из тканей. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.

Задачи:

·  научить основным простейшим приёмам работы с бумагой, инструментами, приспособлениями; использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данных видах творчества, самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по собственному эскизу и изготавливать их, экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию;

·  познакомить детей с основными свойствами и возможностями материала, с историей квиллинга, папье-маше;

·   развивать индивидуальные способности учащихся, художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры, интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, коммуникативные способности детей в процессе обучения;

·  воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе, а так же социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками

·  создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом.

Техническое оснащение: иллюстрированные альбомы и книги, авторские работы преподавателя и детей, фотоальбомы, наглядные пособия, образцы, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, стенд по технике безопасности при работе с ножницами и электронагревательными приборами, ножницы, ножницы «зигзаг», карандаши, линейки, клей ПВА, ручки, фломастеры, картон, кусочки ткани, бутылки разных форм, баночки, краски для ткани, штрих, гуашь, акриловые краски, рамки, лак, электровыжигатель, паяльник, пинцеты, шило, утюги, бульки, крючки для вязания, молоток, проволока разного диаметра, кусачки, мешковина (бортовка,), газеты, скрепки, лак для волос, блестки, бисер, пластилин, альбомы, тетрадь для записей.

 

Содержание программы

Бумажная фантазия. 17 часов.

Вводное занятие. Правила техники безопасности. История бумажной пластики.

Аппликация

Из истории аппликации. Инструменты и приспособления. Общие сведения о работе с бумагой. Характеристика материала. Комбинирование приёмов вырезания с приёмами обрывания. Знакомство с техникой аппликации народных мастеров («вырезанки».)

Квиллинг.

Квиллинг. Бумажная филигрань – квиллинг. История появления квиллинга. Виды. Плоскостные и объемные композиции

Основные элементы квиллинга. Материалы и инструменты.  Способы изготовления отдельных элементов.

 Сборка и оформление изделия.

Папье-маше.

История появления. Виды папье-маше. Материалы. Технология изготовления изделий. Изготовление формы. Способы приготовления бумажной массы. Послойное ведение работы. Обработка и шлифовка изделия. . Раскрашивание и оформление изделия.

Плетение из газетных трубочек.

История появления. Технология плетения. Особенности и рекомендации. Технология окрашивания и оформления работы.

  

 

 

 «Ожившие ткани». 17 часов.

Вводное занятие. Правила техники безопасности

Батик.

История батика. Общие сведения работы в технике батика. Инструменты и материалы.. Особенности работы красками по ткани. Разновидности батика. Холодный, горячий батик и свободная роспись. Простой и сложный батик. Исправление ошибок при работе.

Искусственные цветы из ткани

Искусственные цветы из ткани. История и способы применения.  Способы изготовления искусственных цветов из ткани. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Технология изготовление искусственных цветов из ткани. Прокрахмаливание (прожелатинивание) ткани. Изготовление шаблонов для деталей цветов. Вырезание и подкрашивание деталей. Буление и утюжение элементов цветка. Сборка изделия. Оформление изделия.

Декорирование вещей (Хенд майд)

Декорирование вещей (Хенд майд). Значимость вещи сделанной своими руками в разное время и разных странах.  Способы декорирования вещей. Материалы и инструменты. Смешанные техники.

 


 

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Знания/умения

1 год обучения

2 год обучения

Должен знать

Основные виды работы с бумагой;

Общие сведения о работе с бумагой;

Способы соединения и крепления бумаги;

Способы приготовления массы для папье-маше;

Основы орнаментальной композиции;

Технику вырезания и скручивания бумаги;

Процесс изготовления художественных изделий из бумаги;

Требования техники безопасности и личной гигиены при изготовлении художественных изделий из бумаги;

Характерные особенности художественных изделий из бумаги.

Характерные особенности работы с тканями;

Общие сведения о работе с  инструментами для изготовления цветов из ткани;

Основные свойства и возможности материалов для батика;

Технологические особенности термической обработки тканей;

Технологические особенности росписи тканей;

Процесс изготовления художественных изделий из ткани.

 

Должен уметь

Подбирать цветовую гамму;

Проводить раскрой;

Выполнять способы вырезания, скручивания, соединения и крепления бумажных заготовок;

Изготавливать сувенирные изделия из бумаги;

Работать в парах и коллективно;

 

Пользоваться инструментами для изготовления цветов из ткани;

Подготавливать ткани для последующей термической обработке или росписи;

Выполнять термическую обработку ткани;

Работать материалами для росписей ткани;

Составлять композиции;

Использовать схемы, чертежи, литературу и другие источники информации при работе в данном виде творчества;

Оформлять готовые изделия.

Экономно использовать материал;

Использовать изделия из ткани в интерьере, в одежде.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • выставки детских работ,
  • творческие конкурсы,
  • интеллектуальные викторины;
  • участие в научно-практических конференциях различного уровня;
  • открытые занятия,
  • мастер - классы для родителей;
  • участие в мероприятиях разного уровня.

Показатели результативности:

  • позитивная динамика познавательного интереса;
  • накопление  детьми  опыта и социальных установок
  •  эффективное участие в научно-практических конференциях;
  • удовлетворенность всех обучающихся ;
  • положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.

 

 

Список используемых источников

Список рекомендуемой литературы для учителя:

  1. . Аверьянов А.П., Гушина Л.В. // мастерилка Батик. - М., - 2000.
  2. Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “hand made”. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2006 .
  3. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. - 2003. - №2
  4. Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. (Мир вашего ребенка)

5.      Жолобчук А. Я. «Подарки из батика»; АСТ Москва 2006г.

6.      Кастль-Брайтнер К. «Текстильный дизайн. Современная роспись по ткани»; АСТ Москва 2008г.

  1. Кулик И.А.Выжигание по ткани. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003 .
  2. Римкевич Е.А. Орнамент и композиция. - г. Армавир, 2000 .
  3. Хазенбанк В., Хенике Э. Сделай сам. Берлин: Фольк унд Виссен, 1998.
  4. Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).
  5. Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .

Список рекомендуемой литературы для учащихся:

1.     Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “hand made”. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2006 .

2.     Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. (Мир вашего ребенка)

3.     Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).

4.     Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы - М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003 .

 

 

 

Интернет ресурсы:

1.     Энциклопедия Технологий и Методик  Автор Патлах Вячеслав Владимирович. г.Пенза 2007-2011 гг., Код доступа [http://www.patlah.ru]

2.     Энциклопедия самоделок  - Код доступа [http://samodelki.org.ua]

3.     Шевчикова Т.А. Завитки квиллинг //ПроШколу.ру, 2007-2011 Код доступа [http://www.proshkolu.ru/user/tatschv/file/454611/ ]

4.     Цветы из ткани //сайт «Лоскуток»  Код доступа http://loskutok.narod.ru/index.htm]

5.     Квиллинг, бумагокручение - мастер классы, уроки, обучение, открытки, поделки, схемы// luntiki.ru Ежка. Детское творчество, поделки, стихи для детей – Код доступа  [http://luntiki.ru/blog/kwilling]

6.     Квиллинг - искусство бумагокручения/хбби // Мой компас2007-2010  , - Код доступа [http://moikompas.ru/compas/quilling] 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Hosted by uCoz