Тематическое планирование
5класс (32 часа). Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
№ |
Наименование раздела программы |
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) |
Количество часов |
Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий) |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) |
Вид контроля.
Измерители. |
Оснащение |
|
1. |
Древние корни народного искусства (8 часов) |
Древние образы в народном искусстве |
1 |
Урок формирования новых знаний, умений, навыков Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. |
Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер |
Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства |
Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства по- |
|
|
2. |
Древние корни народного искусства |
Орнамент как основа декоративного украшения |
1 |
Урок формирования новых знаний, ; умений, навыков
Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага |
Орнамент как основа декоративного украшения. |
Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая |
|
|
|
3. |
Древние корни народного искусства |
Конструкция, декор предметов народного быта и труда |
1 |
Урок формирования новых знаний, умений, навыков
Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага |
Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов |
Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы |
Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ |
|
|
4. |
Древние корни народного искусства |
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки |
1 |
Комбинированный
Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, восковые мелки, бумага) |
Крестьянская вышивка -- сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. |
Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента |
Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного * художестве нного творчества |
|
|
5. |
Древние корни народного искусства |
Народный праздничный костюм |
1 |
Комбинированный Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов |
Народный праздничный костюм -целостный художественный образ |
Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа |
Просмотр и анализ работ |
|
|
6-7 |
Древние корни народного искусства |
Внутренний мир русской избы |
2 |
Комбинированный Коллективная ра- бота «В русской избе». Материал глина (пластилин), стеки, фольга, упаковочная коробка, ткань |
Единство пользы и красоты в предме тах быта и труда крестьян |
Понимать взаимо- связь пользы и кра соты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе |
Самоанализ эта пов работы, эстетическая оценка результата кол лективной композиции |
|
|
8 |
Древние корни народного искусства |
Народные празд- ничные обряды. Масленица |
1 |
Повторительно-обобщающий урок
Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, со лома или мочало нитки, палочка, ткань |
Роль декоративно- прикладного искус- ства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка» |
Иметь представле- ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода |
Просмотр и анализ работ |
|
|
9-10 |
Связь времен в народном искусстве 9ч |
Древние образы в современных народных игрушках |
2 |
Комбинированный
Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти |
Живучесть древних образов в современ ных народных иг рушках. Особенно сти пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимо- новской, дымков ской, каргополь- ской) |
Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета |
Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание работ
|
|
|
11 |
Связь времен в народном искусстве |
Искусство Гжели. |
2 |
Комбинированный
Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти |
История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи |
Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета |
Просмотр и анализ работ |
|
|
12 |
Связь времен в народном искусстве |
Искусство Городца. |
1 |
Комбинированный Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. |
История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи |
Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе |
Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Анализ результатов творчества одноклассников (выборочно)
|
|
|
13 |
|
Искусство Хохломы |
|
Комбинированный Выполнение фрагмента росписи по мотивам Хохломской росписи. |
История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи |
Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе |
|
|
|
14 |
Связь времен в народном искусстве |
Искусство Жостова. |
2 |
Комбинированный Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти |
Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма |
Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета |
Игра «Художники-зрители» |
|
|
15 |
Связь времен в народном искусстве |
Роль народных промыслов в современной жизни |
1 |
Комбинированный
Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей |
Прееммственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве |
Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой |
Просмотр, анализ и оценка работ |
|
|
16 |
Связь времен в народном искусстве |
Связь времен в народном искусстве |
1 |
Повторительно-обобщающий (соревновательная игра) Выполнение конкурсных заданий |
Связь времен в народном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки; Гжель, Жос-тово, Городец, Хохлома). Различение произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного |
Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального |
Оценивание результатов выполнения конкурсных заданий
|
|
|
17. |
Декор, человек, общество, время 8ч |
Зачем людям украшения |
1 |
Урок формирования новых знаний, умений |
Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов |
Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора |
Фронтальный опрос (устно) |
|
|
18 |
Декор, человек, общество, время |
Декор и положение человека в обществе |
1 |
Урок усвоения новых знаний, умений, навыков Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти |
Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта |
Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом |
Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата |
|
|
19. |
Декор, человек, общество, время |
Одежда говорит о человеке |
2 |
Комбинированный Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти |
Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами,орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей |
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ |
Анализ результата коллективной работы |
|
|
20. |
Декор, человек, общество, время |
О чем рассказывают гербы |
1 |
Комбинированный . |
Виды и формы гербов.. Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору) |
Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция |
Защита проекта, оценивание результата |
|
21 |
Декор, человек, общество, время |
О чем рассказывают эмблемы |
1 |
Комбинированный . |
Символика и стилизация. Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Новосибирска |
Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом |
Презентация работ. Анализ и оценивание результатов |
|
|
22 |
Декор, человек, общество, время |
Декоративное оформление рисунков |
1 |
Комбинированный |
Узоры и орнаменты. Виды рамо и паспарту. Оформление рисунка. |
Уметь подбирать подходящее оформление рисунков. |
Презентация работ. |
|
|
23. |
Декор, человек, общество, время |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
1 |
Урок-повторение Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах |
Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.
|
|
Подведение итогов конкурсов |
|
|
24. |
Декоративное искусство в современном мире 9ч |
Современное выставочное искусство |
1 |
Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства) |
Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДЛИ |
Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ |
|
|
|
25 |
Декоративное искусство в современном мире |
Гобелен |
1 |
Комбинированный |
Особенности, материалы и история появления техники |
Понимать и выявлять отличительные особенности техники. |
|
|
|
26 |
Декоративное искусство в современном мире |
Изделия из металла |
1 |
Комбинированный
Разработка эскизов изделий из металла для украшения ландшафта школьного двора |
История появления техники. Особенности работы с материалом. |
Иметь понятия об особенностях техники. |
|
|
|
27 |
Декоративное искусство в современном мире |
Батик |
1 |
Комбинированный |
Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа |
Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе |
Игра «Художники-зрители» |
|
|
28 |
Декоративное искусство в современном мире |
Декоративная ваза |
1 |
Комбинированный Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Мате риалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага |
Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ |
Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема |
Анализ и оценка работ |
|
|
29 |
Декоративное искусство в современном мире |
Изделия из соломки (панно) |
1 |
Урок творческого применения умений и навыков
Разработка эскизов панно для укра шения интерьера школы |
Этапы работы над произведением ДПИ |
Иметь понятия поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения |
Эстетическая оценка результа та коллективной деятельности |
|
|
30 |
Декоративное искусство в современном мире |
Витраж |
1 |
Комбинированн Разработка эскизов витража для украшения холла школы. |
История появления техники. Технология, материалы и особенности техники. |
Иметь понятия поэтапного воплощения творческого замысла, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения |
Эстетическая оценка результа та индивидуальной деятельности |
|
|
31 |
Декоративное искусство в современном мире |
Изделия из соленого теста |
1 |
Комбинированный.
Разработка эскизов панно для украшения интерьера. |
История появления техники. Технология, материалы и особенности техники. |
Иметь понятие об особенностях работы с материалом. |
|
|
|
32 |
Декоративное искусство в современном мире |
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека |
1 |
Урок- обобщения
|
Древние корни народного искусства. Связь времен в на-родном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире |
Знать виды ДПИ, особенности языка. |
|
|
|
6 класс. (38 часов) Изобразительное искусство в жизни человека.
№ |
Наименование раздела программы |
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) |
Количество часов |
Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий) |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) |
Вид контроля.
Измерители. |
Оснащение |
1. |
Виды изобразительного искусства (8 часов) |
Изобразительное искусство в семье пластиче-ских искусств |
1 |
Урок формирования новых знаний , |
Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве |
Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа |
Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств |
|
2. |
Виды изобразительного искусства |
Рисунок -основа изобразительного творчества |
1 |
Урок формирования новых знаний, умений, навыков
Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) с использованием графических материалов (карандаш, уголь, фломастер) |
Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности |
Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер) |
Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ
|
|
3. |
Виды изобразительного искусства |
Линия и ее выразительные возможности |
1 |
Урок формирования новых знаний, умений, навыков
Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т. д.). Материалы: карандаш, уголь |
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова |
Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры |
Анализ результатов собственной художественной деятельности |
|
4. |
Виды изобразительного искусства |
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
|
1 |
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Изображение раз личных состоя ний в природе (ветер, тучи,
дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью
|
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой
|
Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики
|
Просмотр и анализ работ
|
|
5. |
Виды изобразительного искусства |
Цвет. Основы цве-товедения
|
1 |
Урок формирования новых знаний, умений и навыков. Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть
|
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.
Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов
|
Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов
|
Просмотр и анализ работ
|
|
6 |
Виды изобразительного искусства |
Цвет в произве дениях живописи
|
1 |
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий
|
Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, неж ность и т. д. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цве ты и фрукты»; «На берегу моря»
|
Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. Владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи
|
Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ |
|
7 |
Виды изобразительного искусства |
Объемные изображения в скульптуре |
1 |
Комбинированный
Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки
|
Выразительные возможности объемного изобра жения. Связь объема с ок ружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их вырази тельные возможности. Произведения анималистического жанра В. Вата- гина, В. Серова |
Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе |
Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ
|
|
8 |
Виды изобразительного искусства |
Основы языка изображения |
1 |
Повторитель-
но-обобщающий
Конкурсные задания |
Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения |
Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произве-дения искусства
|
Балльная оценка конкурсных заданий |
|
9 |
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
|
Реальность и фантазия в творчестве художника
|
1 |
Урок формирования новых знаний
|
Во все времена человек создавал изображения ок ружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения |
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве
|
Ответить на во прос: «Почему люди хранят
произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?».
|
|
10 |
Мир наших вещей. Натюрморт |
Изображение предметного мира: натюрморт
|
1 |
Урок формирования новых знаний, умений, навыков Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию , ритм. Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки
|
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков
|
Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран даш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция)
|
Просмотр и анализ работ
|
|
11 |
Мир наших вещей. Натюрморт |
Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира |
1 |
Комбинированный
Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма) |
Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм |
Иметь представление о многообразии и выразительности форм
|
Игра «Определи произведение и его автор?, по фрагменту» Просмотр и анализ работ
|
|
12 |
Мир наших вещей. Натюрморт |
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива |
1 |
Урок формирования новых
знаний, умений
Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4 |
Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости |
Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры
|
Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ
|
|
13. |
Мир наших вещей. Натюрморт |
Освещение. Свет и тень |
1 |
Урок формирования новых знаний, умений
Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4 |
Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине |
Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры
|
Фронтальный опрос (сип
квейи), Самоанализ работ учащимися
|
|
14 |
Мир наших вещей. Натюрморт |
Натюрморт в графике. |
1 |
Комбинированный
Выполнение натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) |
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского |
Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики
|
Просмотр и анализ работ |
|
15. |
Мир наших вещей. Натюрморт |
Цвет в натюрморте |
1 |
Комбинированный Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, бумага формата A3 |
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника |
Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра |
Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества
|
|
16 |
Мир наших вещей. Натюрморт |
Выразительные возможности натюрморта |
1 |
Урок-обобщение |
Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна |
Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра |
Защита проектов. Анализ и оценка результатов проекгной деятельности |
|
17 |
Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов) |
Образ человека -главная тема искусства |
1 |
Урок формирования новых знаний, умений, навыков |
Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин |
Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр |
- |
|
18. |
Вглядываясь в человека. Портрет |
Конструкция Головы человека и её пропорции |
1 |
Урок формирования новых знаний, умений
Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица (аппликация вьфезанных из бумаги форм |
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта |
Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека |
Просмотр и анализ работ |
|
19. |
Вглядываясь в человека. Портрет |
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека |
1 |
Комбинированный
Выполнение автопортрета с натуры. Материалы: бумага формата А4, уголь, мелки, карандаш |
Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические пор!реты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова |
Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры |
Просмотр и анализ работ |
|
20 |
Вглядываясь в человека. Портрет |
Портрет в графике |
1 |
Комбинированный
Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль). Материалы: черная тушь, гуашь, бумага |
|
Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры |
Просмотр, анализ и оценка работ |
|
21. |
Вглядываясь в человека. Портрет |
Портрет в
скульптуре |
1 |
Комбинированный
Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.) |
Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова |
Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека |
Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного литературного героя. Анализ и оценка работ |
|
22 |
Вглядываясь в человека. Портрет |
Сатирические образы человека |
1 |
Комбинированный
Изображение сатирических образов литературных героев (бумага формата А4, черная акварель или гелевая ручка, тушь) |
|
Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами |
Тест. Просмотр и анализ работ
|
|
23. |
Вглядываясь в человека. Портрет |
Образные возможности освещения в портрете |
1 |
Комбинированный
Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении (бумага формата А4, черная акварель, кисть) |
Изменение образа человека при различном освещении |
Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры |
Просмотр и анализ работ |
|
24. |
Вглядываясь в человека. Портрет |
Портрет в живописи |
1 |
Комбинированный
Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа |
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля |
Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа |
Тождество и контраст(сравнительный анализ произведений), Представление работ, анализ и оценивание |
|
25. |
Вглядываясь в человека. Портрет |
Роль цвета в портрете |
1 |
Комбинированный
Анализ цветового решения образа в портрете. Материалы: бумага, гуашь, кисть |
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура |
Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи |
Ответить на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?». Просмотр и анализ работ |
|
26. |
Вглядываясь в человека. Портрет |
Великие портретисты |
1 |
Повторитель-
но-обобщающий |
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения» |
Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра |
Презентация проектов на тему «Художники-портретисты и их произведения»
|
|
27 |
Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов) |
Жанры в изобразительном искусстве |
1 |
Комбинированный |
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры |
Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства |
Сгруппировать предложенные произведения по жанрам |
|
28 |
Человек и пространство в изобразительном искусстве |
|
|
|
|
|
|
|
29 |
Человек и пространство в изобразительном искусстве |
|
1 |
тельным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета) |
ро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Мо-не, П. Сезанна, И. Грабаря, К. Юона |
ности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению |
много музыки"?». Просмотр, анализ и оценка работ |
|
32-33 |
Человек и пространство в изобразительном искусстве |
Городской пейзаж |
2 |
Урок-творческого применения знаний, умений, : навыков
Работа над графической композицией «Мой город» (бумага формата A3, гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликации на картоне) |
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века |
Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике |
Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности |
|
34 |
Человек и пространство в изобразительном искусстве |
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл |
1 |
Повторитель-
но-обобщающий |
Обобщение материала учебного года |
Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров |
Оценка конкурсных заданий
|
|
7 класс.(38 часа) Изобразительное искусство в жизни человека.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Оснащение |
Раздел 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (10 часов) |
1 |
Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств |
1 |
Изучение нового материала
|
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве
|
Знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств;
- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;
- процессе работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов.
Уметь:
- изображать пропорции человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями |
Изображение древних людей |
|
2 |
Пропорции и строение фигуры человека |
1 |
Зарисовки схем фигуры человека в движении |
|
3 |
Пропорции и строение фигуры человека |
1 |
|
4 |
Лепка фигуры человека |
1 |
Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира
|
Лепка фигуры человека в движении из пластилина. Наброски с натуры фигуры ученика
|
|
5 |
Лепка фигуры человека |
1 |
|
6 |
Наброски фигуры человека с натуры |
1 |
|
7 |
Наброски фигуры человека с натуры |
1 |
|
8 |
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве |
1 |
Значение понятий:
- пропорции фигуры человека;
- строение фигуры чело века;
- красота движения фигуры человека |
Портреты литературных героев |
|
9 |
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве |
1 |
|
10 |
Обобщение темы четверти |
1 |
Обобщение и систематизация знаний
|
Выставка и обсуждение рисунков учащихся |
|
Р а з д е л 2. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (7 часов) |
11 |
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов |
1 |
Изучение нового материала |
Ознакомление с работой скульптора |
Знать:
- о композиции, особенностях построения произведениях искусства;
- роли формата;
- выразительном значении раз мера произведения |
Композиции сюжетов из истории Древней Греции или Древнего Рима. Беседа «Бытовой жанр в искусстве передвижников и импрессионистов» |
|
12 |
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры |
1 |
Изучение нового материала |
Ознакомление с выдающимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Микеланджело, Роден, Мухина) |
Знать:
- о поэтической красоте повседневности;
- роли искусства в жизни чело века;
- роли художественных образов в понимании вечных тем жизни. Развивать навыки наблюда тельности, способности образно го видения.
Уметь:
- строить тематические компо зиции;
- осуществлять поиски и спосо бы выражения выбранной темы |
Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке» |
|
13 |
Сюжет и содержание в картине |
1 |
Изучение нового материала, повторение |
Ознакомление с сюжетной композицией |
Знать:
- о поэтической красоте повседневности;
- роли искусства в жизни чело века;
- роли художественных образов в понимании вечных тем жизни. Развивать навыки наблюдательности, способности образно го видения.
Уметь:
- строить тематические композиции;
- осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы
|
|
|
14 |
Сюжет и содержание в картине |
1 |
Изучение нового материала, повторение |
Ознакомление с сюжетной композицией |
|
|
15 |
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве |
1 |
Изучение нового материала
|
Ознакомление с представлением о ценностях жизни в изобразительном искусстве разных народов |
Рисунок по теме «Продавец цветов» |
|
16 |
Жизнь в моем городе в прошлые века |
1 |
Изучение нового материала |
Ознакомление с процессом работы над сюжетной композицией |
Композиция «Жизнь людей в прошлом» |
|
17 |
Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре) |
1 |
Изучение нового материала |
Ознакомление с процессом работы над коллажом
|
Коллективные работы на тему «Новый год» (техника коллажа) |
|
Р а з д е л 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (10 часов) |
|
18 |
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох |
1 |
Изучение нового материала
Изучение нового материала, повторение и закрепление
|
Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно) |
Знать:
- о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям;
- роли конструктивного изобразительного и декоративного на чал в живописи, графике, скульптуре;
- о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства. Уметь:
- чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность;
- соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы |
Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства |
|
|
19 |
Тематическая картина в русском искусстве XIX века |
1 |
Ознакомление с историческими батальными жанрами |
Композиционные, поисковые эскизы |
|
|
20 |
Процесс работы над тематической картиной |
1 |
Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов) |
Исполнение выбранной исторической композиции |
|
|
21 |
Процесс работы над тематической картиной |
1 |
|
|
|
22 |
Библейские темы в изобразительном искусстве |
1 |
Изучение нового материала, повторение и обобщение |
Ознакомление с русской иконописью, композициями на библейские темы |
Композиции на библейские темы |
|
|
23 |
Библейские темы в изобразительном искусстве |
1 |
|
|
|
24 |
Монументальная скульптура и образ истории народа |
1 |
Ознакомление с творчеством художников-монументалистов (Э. Фальконе, И. П. Мартос) |
Эскиз памятника, посвященного выбранному историческому событию |
|
|
25 |
Место и роль картины в искусстве XX века |
1 |
Изучение нового материала |
Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя) |
Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины художников данной эпохи |
Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выполненных в III четверти |
|
|
26 |
Место и роль картины в искусстве XX века |
1 |
|
Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя) |
Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины художников данной эпохи |
Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выполненных в III четверти |
|
|
Р а з д е л 4. РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 часов) |
|
27 |
Художественно-творческие проекты |
1 |
Изучение нового материала |
Искусство оформления книги |
Знать:
- о роли художественной иллюстрации;
- выдающиеся произведения изобразительного искусства;
- о роли русской тематической картины XIX-XX столетий.
Иметь представление:
- об историческом художествен ном процессе;
- о роли творческой индивидуальности художника;
- сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
Уметь:
- иллюстрировать литературные произведения;
- показать в работе навыки дизайна;
- анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы;
- представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художнике, произведении |
Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению |
|
|
28-29 |
Искусство иллюстрации. Слово и изображение |
1 |
|
|
30-31 |
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве |
1 |
Изучение нового материала |
Представление о работе художника в различных отраслях производства |
Конструкции и декор предметов быта |
|
|
32 |
Зрительские умения и их значение для современного человека |
1 |
Изучение нового материала |
Представление о зрительских умениях |
Дизайн моды |
|
|
33 |
История искусств и история человечества |
1 |
Изучение нового материала |
Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве |
Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю) |
|
|
34-35 |
Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм) |
1 |
Изучение нового материала |
Представление о стилях и направлениях в искусстве |
Изображение предметов быта в импрессионизме и реализме |
|
|
36 |
Личность художника и мир его времени |
1 |
Изучение нового материала |
Ознакомление с творчеством выдающихся художников, отражающих эпоху, мир своего времени |
Произведения, выбранные для беседы о художниках |
|
|
37-38 |
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре |
1 |
Урок-выставка |
Ознакомление с хранилищами мирового искусства |
Путешествие в музеи мира |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 класс.(32 часа) Изобразительное искусство в жизни человека.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Оснащение |
Раздел 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (10 часов) |
1 |
Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств |
1 |
Изучение нового материала
|
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве
|
Знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств;
- роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;
- процессе работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов.
Уметь:
- изображать пропорции человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями |
Изображение древних людей |
|
2 |
Пропорции и строение фигуры человека |
1 |
Зарисовки схем фигуры человека в движении |
|
|
Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира
|
Лепка фигуры человека в движении из пластилина. Наброски с натуры фигуры ученика
|
|
3 |
Лепка фигуры человека |
1 |
|
4 |
Наброски фигуры человека с натуры |
1 |
|
5 |
Наброски фигуры человека с натуры |
1 |
|
6 |
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве |
1 |
Значение понятий:
- пропорции фигуры человека;
- строение фигуры чело века;
- красота движения фигуры человека
|
Портреты литературных героев |
|
7 |
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве |
1 |
|
8 |
Обобщение темы четверти |
1 |
Обобщение и систематизация знаний
|
Выставка и обсуждение рисунков учащихся |
|
Р а з д е л 2. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (7 часов) |
9 |
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов |
1 |
Изучение нового материала |
Ознакомление с работой скульптора |
Знать:
- о композиции, особенностях построения произведениях искусства;
- роли формата;
- выразительном значении раз мера произведения |
Композиции сюжетов из истории Древней Греции или Древнего Рима. Беседа «Бытовой жанр в искусстве передвижников и импрессионистов» |
|
10 |
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры |
1 |
Изучение нового материала |
Ознакомление с выдающимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Микеланджело, Роден, Мухина) |
Знать:
- о поэтической красоте повседневности;
- роли искусства в жизни чело века;
- роли художественных образов в понимании вечных тем жизни. Развивать навыки наблюда тельности, способности образно го видения.
Уметь:
- строить тематические компо зиции;
- осуществлять поиски и спосо бы выражения выбранной темы |
Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке» |
|
11 |
Сюжет и содержание в картине |
1 |
Изучение нового материала, повторение |
Ознакомление с сюжетной композицией |
Знать:
- о поэтической красоте повседневности;
- роли искусства в жизни чело века;
- роли художественных образов в понимании вечных тем жизни. Развивать навыки наблюдательности, способности образно го видения.
Уметь:
- строить тематические композиции;
- осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы
|
|
|
12 |
Сюжет и содержание в картине |
1 |
Изучение нового материала, повторение |
Ознакомление с сюжетной композицией |
|
|
13 |
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве |
1 |
Изучение нового материала
|
Ознакомление с представлением о ценностях жизни в изобразительном искусстве разных народов |
Рисунок по теме «Продавец цветов» |
|
14 |
Жизнь в моем городе в прошлые века |
1 |
Изучение нового материала |
Ознакомление с процессом работы над сюжетной композицией |
Композиция «Жизнь людей в прошлом» |
|
15 |
Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре) |
1 |
Изучение нового материала |
Ознакомление с процессом работы над коллажом
|
Коллективные работы на тему «Новый год» (техника коллажа) |
|
Р а з д е л 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (10 часов) |
|
16 |
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох |
1 |
Изучение нового материала
Изучение нового материала, повторение и закрепление
|
Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно) |
Знать:
- о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям;
- роли конструктивного изобразительного и декоративного на чал в живописи, графике, скульптуре;
- о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства. Уметь:
- чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность;
- соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы |
Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства |
|
|
17 |
Тематическая картина в русском искусстве XIX века |
1 |
Ознакомление с историческими батальными жанрами |
Композиционные, поисковые эскизы |
|
|
18 |
Процесс работы над тематической картиной |
1 |
Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов) |
Исполнение выбранной исторической композиции |
|
|
19 |
Процесс работы над тематической картиной |
1 |
|
|
|
20 |
Библейские темы в изобразительном искусстве |
1 |
Изучение нового материала, повторение и обобщение |
Ознакомление с русской иконописью, композициями на библейские темы |
Композиции на библейские темы |
|
|
21 |
Библейские темы в изобразительном искусстве |
1 |
|
|
|
22 |
Монументальная скульптура и образ истории народа |
1 |
Ознакомление с творчеством художников-монументалистов (Э. Фальконе, И. П. Мартос) |
Эскиз памятника, посвященного выбранному историческому событию |
|
|
23 |
Место и роль картины в искусстве XX века |
1 |
Изучение нового материала |
Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя) |
Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины художников данной эпохи |
Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выполненных в III четверти |
|
|
24 |
Место и роль картины в искусстве XX века |
1 |
|
Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя) |
Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины художников данной эпохи |
Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выполненных в III четверти |
|
|
Р а з д е л 4. РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 часов) |
|
25 |
Художественно-творческие проекты |
1 |
Изучение нового материала |
Искусство оформления книги |
Знать:
- о роли художественной иллюстрации;
- выдающиеся произведения изобразительного искусства;
- о роли русской тематической картины XIX-XX столетий.
Иметь представление:
- об историческом художествен ном процессе;
- о роли творческой индивидуальности художника;
- сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
Уметь:
- иллюстрировать литературные произведения;
- показать в работе навыки дизайна;
- анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы;
- представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художнике, произведении |
Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению |
|
|
26 |
Искусство иллюстрации. Слово и изображение |
1 |
|
|
27 |
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве |
1 |
Изучение нового материала |
Представление о работе художника в различных отраслях производства |
Конструкции и декор предметов быта |
|
|
28 |
Зрительские умения и их значение для современного человека |
1 |
Изучение нового материала |
Представление о зрительских умениях |
Дизайн моды |
|
|
29 |
История искусств и история человечества |
1 |
Изучение нового материала |
Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве |
Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю) |
|
|
30 |
Стиль и направление в изобразительном искусстве |
1 |
Изучение нового материала |
Представление о стилях и направлениях в искусстве |
Изображение предметов быта в импрессионизме и реализме |
|
|
31 |
Личность художника и мир его времени |
1 |
Изучение нового материала |
Ознакомление с творчеством выдающихся художников, отражающих эпоху, мир своего времени |
Произведения, выбранные для беседы о художниках |
|
|
32 |
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре |
1 |
Урок-выставка |
Ознакомление с хранилищами мирового искусства |
Путешествие в музеи мира |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 класс (16 часов). Дизайн и архитектура в жизни человека.
№ |
Наименование раздела программы |
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) |
Количество часов |
Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий) |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) |
Вид контроля.
Измерители. |
Оснащение |
1. |
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
|
Основы композиции в конструктивных искусствах |
1 |
Урок формирования новых знаний |
Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Многообразие современной материально-вещевой среды. Объемно-пространственная и плоскостная композиция. |
Знать основные виды композиции (симметричные и асиметричные, фронтальные и глубинные) |
Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств |
|
2. |
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
|
Прямые линии и организация пространства.
|
1 |
Комбинированный с использованием графических материалов (карандаш, уголь, фломастер) |
Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости |
Уметь решать художественно-эмоциональные задачи с помощью простейших композиционных элементов. |
Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ
|
|
3 |
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
|
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
|
1 |
Комбинированный урок |
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.Применение локального цвета. Цветовые нюансы и контрасты. |
Иметь понятия о цветовом акценте, ритм цветовых форм, доминанта. Уметь создавать композиции из произвольного количесва простей ших цветных геометрических фигур. |
Практическая работа. |
|
4 |
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
|
Буква – строка – текст.
|
1 |
Комбинированный урок |
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. |
Иметь понятия об основных видах шрифта. |
Практическая работа |
|
5 |
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
|
Искусство шрифта |
1 |
Комбинированный урок |
Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. |
Уметь создавать простейшие шрифтовые композиции |
Практическая работа |
|
6 |
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
|
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
|
1 |
Комбинированный урок |
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката.
|
Уметь решать композиционные задачи в пространстве поздравительной открытки |
Практическая работа |
|
7 |
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
|
Текст и изображение как элементы композиции |
1 |
Комбинированный урок |
Синтез слова и изображения в искусстве плаката. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения
|
Уметь решать композиционные задачи в пространстве плаката |
Практическая работа |
|
8-9 |
Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.
|
Многообразие форм полиграфического дизайна.
|
2 |
Комбинированный урок |
Многообразие форм полиграфического дизайна.
Соединение текста и изображения. |
Знать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги журнала. |
Практическая работа |
|
10 |
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
|
Архитектура – композиционная организация пространство
|
1 |
Комбинированный урок |
Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. |
Уметь читать линейные изображения как проекции объекта |
Практическая работа |
|
11 |
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
|
Конструкция: часть и целое. Понятие модуля.
|
1 |
Комбинированный урок |
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии. |
Различать виды соединения объемов (пассивное -примыкание, агрессивное - проникновение) |
Практическая работа |
|
12 |
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
|
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
|
1 |
Комбинированный урок |
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей.. И сторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. |
Уметь читать различные виды композиционно – плоскостные схемы. Уметь моделировать фрагменты города. |
Практическая работа |
|
13 |
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
|
Мой дом – мой образ жизни. Функционально – архитектурная планировка своего дома.
|
1 |
Комбинированный урок |
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны |
Уметь создавать поэтажные планы воображаемого дома |
Практическая работа |
|
14 |
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
|
Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
|
1 |
Комбинированный урок |
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера |
Уметь разрабатывать эскизы плана комнаты. Зонировать помещения с помощью цвета. |
Практическая работа |
|
15 |
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
|
Дизайн и архитектура моего сада.
|
1 |
Комбинированный урок |
Разновидности сада и их отличительные особенности. Малые архитектурные формы. Сомасштабные сочетания растений сада. |
Знать разновидности сада и их отличительные особенности. Уметь составлять композиции из малыыыых архитектурных форм. |
Практическая работа |
|
16 |
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
|
Обобщающий урок
|
1 |
Комбинированный урок . Урок - выставка |
Выставка работ учащихся на тему «Мой школьный дворик» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 класс (18 часов). Изобразительное творчество и синтетические искусства.
№ |
Наименование раздела программы |
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) |
Количество часов |
Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий) |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) |
Вид контроля.
Измерители. |
Оснащение |
1. |
Человек в зеркале дизайна. |
Имидж: лик или личина?
|
1 |
Урок формирования новых знаний |
Человек как объект дизайна. Понятие имидж -дизайна. Сфера имидж -дизайна. |
Понимать определение имиджа. Знать сферу имидж - дизайна. |
Практическая работа. |
Журналы мод, рекламные ролики |
2. |
Человек в зеркале дизайна. |
Мода, культура и ты..
|
1 |
Комбинированный урок |
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды |
Уметь решать художественно-эмоциональные задачи с помощью простейших композиционных элементов. |
Практическая работа. |
Журналы мод, рекламные ролики |
3 |
Человек в зеркале дизайна..
|
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. |
1 |
Комбинированный урок |
Психология индивидуального и массового. Молодежные субкультуры и подростковая мода. |
Уметь создавать проектный рисунок элементов костюма с подбором цветовой гаммы. |
Практическая работа. |
Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы |
4 |
Человек в зеркале дизайна..
|
Грим, визажистика.
|
1 |
Комбинированный урок
|
Искусство грима и визажистики. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Лицо в жизни, на экране, на фотографии, на рисунке. |
Знать особенности освещения и приемы преображения лица, с помощью косметики. |
Практическая работа |
Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы |
5 |
Человек в зеркале дизайна..
|
Прическа в практике дизайна.
|
1 |
Комбинированный урок
|
Прическа в практике дизайна. Форма лица и прическа. |
Знать приемы преображения лица с помощью прически. |
Практическая работа |
Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы |
6 |
Человек в зеркале дизайна..
|
Бодиарт |
1 |
Комбинированный урок
|
История появления техники. Особенности материалов. |
Знать история появления техники. Понимать особенности материалов |
Практическая работа |
Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы |
7 |
Человек в зеркале дизайна..
|
Пирсинг и татуировка. |
1 |
Комбинированный урок
|
Древние корни пирсинга и татуировки. Символы и значения. |
Иметь поняите о истории появления пирсинга и татуировки. |
Практическая работа |
Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы |
8 |
Человек в зеркале дизайна..
|
Украшения |
1 |
Комбинированный урок
|
Украшения в жизни людей.
Современные технологии в изготовлении украшений. |
|
Практическая работа |
Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы |
9 |
Человек в зеркале дизайна..
|
Моделируя себя – моделируешь мир.
|
1 |
Комбинированный урок
|
Разработка эскиза школьной формы. |
Уметь подбирать цветовую гамму и сочетать формы в одежде. |
Практическая работа |
Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы |
10 |
Изобразительное творчество и синтетические искусства.
|
Синтетические искусства и изображение |
1 |
Комбинированный урок
|
Понятие «Синтетические искусства». Роль и место изображения в синтетических искусствах |
Уметь выделять группу синтетических видов искусства |
Тест «Группы видов искусства» |
Авторские работы, презентация |
11 |
Изобразительное творчество и синтетические искусства.
|
Театр и экран – две грани изобразительной образности. |
1 |
Комбинированный урок
|
Виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. |
Уметь определять жанровые условности в спектакле и фильме. |
Практическая работа |
Авторские работы, презентация |
12 |
Изобразительное творчество и синтетические искусства.
|
Сценография или театрально-декорацинное искусство.
|
1 |
Комбинированный урок
|
Направления художнической деятельности сценографа. Выразительные средства сценографии. Виды сценического оформления |
Знать виды сценического оформления. Уметь анализировать и определять типы сенического оформления. |
Практическая работа |
Авторские работы, презентация |
13 |
Изобразительное творчество и синтетические искусства.
|
Изобразительные средства актерского перевоплощения |
1 |
Комбинированный урок
|
Искусство и специфика театрального костюма. Образность театрального костюма, грима и прически |
Понимать своеобразие материалов для сценических костюмов. Уметь создавать эскизы костюмов и масок для определенного образа. |
Практическая работа |
Авторские работы, презентация |
14 |
Изобразительное творчество и синтетические искусства.
|
Кино. Изобразительный язык кино и монтаж.
Из истории кино. Киножанры.
|
1 |
Комбинированный урок
|
История кино. Монтаж – специфика экранного языка и его образности. Кино – синтез слова, звука, игры актеров, музыки, изображения. |
Овладение азами знания киноискусства, понимать его монтажно-образной природы. |
Практическая работа |
Авторские работы, презентация |
15 |
Изобразительное творчество и синтетические искусства.
|
Эстафета искусств. От карандаша к компьютеру.
|
1 |
Комбинированный урок
|
Роль художественных инструментов в творческом художественном прцессе. Развитие изобразительных средств при изменении технологии и способа создания изображеня не затрагивает природы художественного творчества. |
Осознавать роль художественных инструментов в творческом художественном прцессе. |
Практическая работа |
Авторские работы, презентация |
16 |
Изобразительное творчество и синтетические искусства.
|
Компьютер на службе художника.
|
1 |
Комбинированный урок
|
Новые способы получения изображения. Компьютерная графика. |
|
Практическая работа |
Компьютерные анимационные ролики, презентация |
17 |
Изобразительное творчество и синтетические искусства |
Компьютер на службе художника.
|
1 |
Комбинированный урок
|
Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы |
Уметь пользоваться элементарными приемами для создания простейшего анимационного ролика. |
Практическая работа |
Компьютерные анимационные ролики, презентация |
18 |
Изобразительное творчество и синтетические искусства |
Обобщающий урок |
1 |
Урок - выставка
|
|
|
|
Работы учащихся, планшеты. |
|