СДЕЛАЕМ   МИР   ЯРЧЕ !!!            

 

Тематическое планирование

5класс (32 часа).  Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

 

Наименование раздела программы

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов

Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля.

Измерители.

Оснащение

 

 1.

Древние корни народного искусства (8 часов)

Древние образы в народном искус­стве

1

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву.

Традиционные об­разы народного прикладного искус­ства как выражение мифопоэтических представлений че­ловека о мире, как память народа. Де­коративное изобра­жение как обозна­чение жизненно важных для челове­ка смыслов, их ус­ловно-символичес­кий характер

Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства

Ответить на во­прос: «Как отра­зились в древних образах народно­го искусства по-

 

 

2.

Древние корни народного искусства

Орнамент как ос­нова декоратив­ного украшения

1  

 Урок формирования новых знаний, ; умений, навыков

Работа над укра­шением элемен­тов избы (фрон­тон, наличники, причелина, лобо­вая доска) соляр­ными знаками, растительными и зооморфными мо­тивами, геомет­рическими эле­ментами, вы­страивание их в орнаментальную композицию. Ма­териалы: уголь, сангина, тониро­ванная бумага

Орнамент как ос­нова декоративного украшения.

Выра­зительные средст­ва и виды орнамен­та (геометриче­ский, раститель­ный, смешанный). Типы орнаменталь­ных композиций: линейная, сетча­тая, рамочная, ге­ральдическая

 

 

 

3.

Древние корни народного искусства

Конструкция, де­кор предметов на­родного быта и труда

1

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков

Выполнение эски­за выразительной формы предмета крестьянского бы­та и украшение его орнаменталь­ной композицией (прялка, посуда). Материалы: гу­ашь, кисти, нож­ницы, бумага

Органическое един­ство пользы и кра­соты, конструкции и декора предметов народного быта, вы­явление символиче­ского значения де­коративных элемен­тов

Уметь выстраивать декоративную ком­позицию, используя выразительные средства приклад­ного искусства: пло­скостность, обоб­щенность и лако­ничность изображе­ния, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

Ответить на во­прос: «Что род­нит различные произведения крестьянских мастеров?». Про­смотр, анализ и оценивание работ

 

 

4.

Древние корни народного искусства

Образы и мотивы в орнаментах рус­ской народной вышивки

1

Комбинированный

Эскиз узора вы­шивки на поло­тенце в традициях народных масте­ров (фломастеры, восковые мелки, бумага)

Крестьянская вы­шивка -- сокровищ­ница древних обра­зов и мотивов. Ус­ловность языка ор­намента, его симво­лическое значение.

Уметь использовать в практической ра­боте графические материалы и образ­ную символику (цвета и изображе­ния) народного ис­кусства, условность языка орнамента

Обмен кроссвор­дами, решение и  взаимопроверка (оценивание). Анализ результа­тов собственного * художестве нного творчества

 

 

5.

Древние корни народного искусства

Народный празд­ничный костюм

1

Комбинированный Выполнение эски­зов народного праздничного костюма с ис­пользованием различных техник и материалов

Народный празд­ничный костюм -целостный художе­ственный образ

Уметь работать с выбранным мате­риалом, используя выразительные воз­можности языка ДПИ: символика цвета и орнамен­тальных мотивов, целостность худо­жественного образа

Просмотр и ана­лиз работ

 

 

6-7

Древние корни народного искусства

Внутренний мир русской избы

2

Комбинированный Коллективная ра- бота «В русской избе». Материал глина (пласти­лин), стеки, фоль­га, упаковочная коробка, ткань

Единство пользы и красоты в предме тах быта и труда крестьян

Понимать взаимо- связь пользы и кра соты в предметах быта и труда кре­стьян, значение ор­намента как носите­ля эстетического и символического значения. Уметь применять различ­ные материалы в художественно-творческой работе

Самоанализ эта пов работы, эстетическая оценка результата кол лективной композиции

 

 

8

Древние корни народного искусства

Народные празд- ничные обряды. Масленица

1

Повторительно-обобщающий урок

Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, со лома или мочало нитки, палочка, ткань

Роль декоративно- прикладного искус- ства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»

Иметь представле- ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода

Просмотр и анализ работ

 

 

9-10

Связь времен в народном искусстве 9ч

Древние образы в современных на­родных игрушках

2

Комбинированный

Выполнение иг­рушки (импрови­зация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: гли­на, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти

Живучесть древних
образов в современ­
ных народных иг­
рушках. Особенно­
сти пластической
формы, цветового
строя и элементов
росписи глиняных
игрушек (филимо-
новской, дымков­
ской, каргополь-
ской)

Уметь использовать выразительные средства художест­венных материалов в творческой дея­тельности. Уметь ритмически выстраивать деко­ративные элементы росписи по форме предмета

Ответить на во­прос: «Что отли­чает глиняные игрушки, принад­лежащие к раз­ным художест­венным промыс­лам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание ра­бот

 

 

 

11

Связь времен в народном искусстве

Искусство Гжели.

2

Комбинирован­ный

Вырезание из бу­маги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и ук­рашение их рос­писью с исполь­зованием тради­ционных приемов письма. Материа­лы: бумага, нож­ницы, клей, аква­рель, кисти

История развития промысла, его слия­ние с художествен­ной промышленно­стью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно­сти гжельской рос­писи

Владеть навыками работы в конкрет­ном материале (ак­варель). Уметь пе­редавать единство формы и декора, взаимосвязь худо­жественно-выра­зительных средств с функциональностью предмета

Просмотр и ана­лиз работ

 

 

12

Связь времен в народном искусстве

Искусство Городца.

1

Комбинирован­ный Выполнение фрагмента роспи­си по мотивам Го­родецкой роспи­си.

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основ­ные элементы деко­ративных компози­ций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изобра­жения, отточен­ность линейного рисунка. Приемы росписи

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искус­ства (форма, про­порции, линия, ритм, цвет, мас­штаб) в творческой работе

Ответить на во­прос: «Что значит образ в роспи­си?». Анализ ре­зультатов творче­ства однокласс­ников (выбороч­но)

 

 

 

13

 

Искусство Хохломы

 

Комбинирован­ный Выполнение фрагмента роспи­си по мотивам Хохломской роспи­си.

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основ­ные элементы деко­ративных компози­ций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изобра­жения, отточен­ность линейного рисунка. Приемы росписи

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искус­ства (форма, про­порции, линия, ритм, цвет, мас­штаб) в творческой работе

 

 

 

14

Связь времен в народном искусстве

Искусство Жостова.

2

Комбинированный Вырезание из бу­маги разверток различных форм подносов, укра­шение их роспи­сью. Материалы: гуашь, белая бу­мага, кисти

Из истории промы­сла. Разнообразие форм подносов и вариантов построе­ния цветочных ком­позиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жос­товской росписи и приемы письма

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию опре­деленного типа, учитывая форму предмета

Игра «Художни­ки-зрители»

 

 

15

Связь времен в народном искусстве

Роль народных промыслов в со­временной жизни

1

Комбинированный

Изготовление карандашницы в технике, имитиру­ющей просечную бересту. Матери­алы: цветная бу­мага, ножницы, клей

Прееммственность в народных промыслах. Использование традиционных при­емов народных про­мыслов в современ­ном искусстве

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой пред­мета, используя ритм как основу ор­наментальной ком­позиции. Владеть навыком работы с бумагой

Просмотр, анализ и оценка работ

 

 

16

Связь времен в народном искусстве

Связь времен в народном искус­стве

1

Повторительно-обобщающий (со­ревновательная игра) Выполнение кон­курсных заданий

Связь времен в на­родном искусстве. Приемы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промы­слов (дымковская и филимоновская иг­рушки; Гжель, Жос-тово, Городец, Хох­лома). Различение произведений тра­диционного искус­ства от профессио­нального декора­тивно-прикладного

Иметь представле­ние о разнице меж­ду произведениями традиционного на­родного искусства и профессионального

Оценивание ре­зультатов выпол­нения конкурс­ных заданий

 

 

 

17.

Декор, человек, общество, время 8ч

Зачем людям украшения

1

Урок формирова­ния новых знаний, умений

Социальная роль декоративно-при­кладного искусства в жизни разных времен и народов

Уметь видеть в про­изведениях декора­тивно-прикладного искусства различ­ных эпох единство материала, формы и декора

Фронтальный оп­рос (устно)

 

 

18

Декор, человек, общество, время

Декор и положе­ние человека в обществе

1

Урок усвоения но­вых знаний, уме­ний, навыков Выполнение эски­зов орнаменталь­ного украшения браслетов, ожере­лий по мотивам декоративного искусства Древ­него Египта. Ма­териалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти

Украшение как по­казатель социально­го статуса человека. Символика изобра­жения и цвета в ук­рашениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнамен­тальные мотивы египтян. Различение национальных осо­бенностей русского орнамента и орна­мента Египта

Понимать, что об­разный строй вещи (ритм, рисунок ор­намента, сочетание цветов, компози­ция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным мате­риалом

Ответить на во­прос: «Какую роль играло деко­ративное искус­ство в Древнем Египте?». Пре­зентация своих работ учащимися и оценка резуль­тата

 

 

19.

Декор, человек, общество, время

Одежда говорит о человеке

2

Комбинированный Выполнение пан­но «Бал во двор­це» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (кол­лективная рабо­та). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти

Одежда как знак положения человека в обществе. Отли­чие декоративно-прикладного искус­ства Западной Ев­ропы (эпоха барок­ко) от древнееги­петского, древнеки­тайского своими формами,орнамен­тикой, цветовой гаммой, но суть де­кора одна - выявить социальный статус людей

Уметь творчески работать над пред­ложенной темой, используя вырази­тельные возможно­сти художествен­ных материалов и язык ДПИ

Анализ результа­та коллективной работы

 

 

20.

Декор, человек, общество, время

О чем рассказы­вают гербы

1

Комбинированный .

Виды и формы гербов.. Проект собствен­ного герба или герба своей се­мьи, класса (по выбору)

Уметь работать в выбранном мате­риале, используя язык ДПИ: услов­ность, символич­ность, плоскост­ность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция

Защита проекта, оценивание ре­зультата

 

21

Декор, человек, общество, время

О чем рассказы­вают эмблемы

1

Комбинированный .

Символика и стилизация. Символы и эмб­лемы в совре­менном общест­ве. Герб Новосибирска

Уметь создавать ус­ловное, символиче­ское изображение, работать с выбран­ным материалом

Презентация ра­бот. Анализ и оценивание ре­зультатов

 

 

22

Декор, человек, общество, время

Декоративное оформление рисунков

1

Комбинированный

Узоры и орнаменты. Виды рамо и паспарту. Оформление рисунка.

Уметь подбирать подходящее оформление рисунков.

Презентация ра­бот.

 

 

23.

Декор, человек, общество, время

Роль декоратив­ного искусства в жизни человека и общества

1

Урок-повторение Решение кросс­вордов, участие в викторине, играх, конкурсах

Декоративно-при­кладное искусство в повседневной жиз­ни человека.

 

 

 

Подведение ито­гов конкурсов

 

 

24.

Декоративное искусство в современном мире 9ч

Современное выставочное ис­кусство

1

Урок усвоения но­вых знаний (на ба­зе выставки деко­ративно-приклад­ного искусства)

Многообразие ма­териалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при соз­дании произведения ДПИ. Изменение соотношения поль­зы и красоты. Виды ДЛИ

Знать виды декора­тивно-прикладного искусства, особен­ности его языка. Понимать роль вза­имосвязи материа­ла, формы и содер­жания при создании произведений ДПИ

 

 

 

25

Декоративное искусство в современном мире

Гобелен

1

Комбинированный

Особенности, материалы и история появления техники

Понимать и выявлять отличительные особенности техники.

 

 

 

26

Декоративное искусство в современном мире

Изделия из металла

1

Комбинированный

Разработка эскизов изделий из металла  для украшения ландшафта школьного двора 

История появления техники. Особенности работы с материалом.

Иметь понятия об особенностях техники.

 

 

 

27

Декоративное искусство в современном мире

Батик

1

Комбинированный

Выразительное ис­пользование мате­риала. Условность, обобщенность об­раза

Уметь использовать выразительные воз­можности материа­ла, принципы деко­ративного обобще­ния в творческой работе

Игра «Художни­ки-зрители»

 

 

28

Декоративное искусство в современном мире

Декоративная ваза

1

Комбинированный Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Мате риалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бу­тылка, клей, плотная бумага

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

Владеть практическими навыками выразительного ис­пользования фактуры, формы, объема

Анализ и оценка работ

 

 

29

Декоративное искусство в современном мире

Изделия из соломки (панно)

1

Урок творческого применения умений и навыков

Разработка эскизов панно для укра шения интерьера школы

Этапы работы над произведением ДПИ

Иметь понятия поэтапного воплощения творческого замысла в выбран­ном материале, используя язык деко­ративно-прик­ладного искусства, принципы декора­тивного обобщения

Эстетическая оценка результа та коллективной деятельности

 

 

30

Декоративное искусство в современном мире

Витраж

1

Комбинированн Разработка эскизов витража для украшения холла школы.

История появления техники. Технология, материалы и особенности техники.

Иметь понятия поэтапного воплощения творческого замысла, используя язык деко­ративно-прик­ладного искусства, принципы декора­тивного обобщения

Эстетическая оценка результа та индивидуальной  деятельности

 

 

31

Декоративное искусство в современном мире

Изделия из соленого теста

1

Комбинированный.

Разработка эскизов панно для украшения интерьера.

История появления техники. Технология, материалы и особенности техники.

Иметь понятие об особенностях работы с материалом.

 

 

 

32

Декоративное искусство в современном мире

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

1

Урок- обобщения

 

Древние корни народного искусства. Связь времен в на-родном искусстве. Декор, человек, общество, время. Де­коративное искусство в современном мире

 Знать виды ДПИ, особенности языка.

 

 

 

 

 

 

             6 класс. (38 часов) Изобразительное искусство в жизни человека.

 

 

Наименование раздела программы

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов

Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля.

Измерители.

Оснащение

 1.

Виды изобразительного искусства (8 часов)

Изобра­зительное искусство в     семье пластиче-ских  ис­кусств

1

Урок форми­рования новых знаний   ,

Виды    пластических   ис­кусств.   Виды   изобрази­тельного   искусства:   жи­вопись,  графика, скульп­тура.       Художественные материалы и их вырази­тельность в изобразитель­ном искусстве

Знать  виды   пластических   и изобразительных      искусств; различные     художественные материалы  и  их значение  в создании      художественного образа

Сгруппировать предложенные фото    и    репро­дукции   произве­дений  по  видам изобразительных (пластических) искусств

 

2.

Виды изобразительного искусства

Рисунок -основа  изобрази­тельного творчест­ва

1

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков

Зарисовки  с   на­туры    отдельных растений или ве­точек     (колоски, ковыль,    зонтичные   растения   и др.)  с  использо­ванием   графиче­ских   материалов (карандаш, уголь, фломастер)

Виды   графики.   Рисунок как самостоятельное гра­фическое     произведение. Рисунок - основа мастер­ства художника. Графиче­ские материалы и их вы­разительные возможности

Знать виды графики, графиче­ские   художественные   мате­риалы и их значение в созда­нии художественного образа. Уметь   использовать   вырази­тельные возможности графи­ческих материалов при работе с натуры (карандаш, флома­стер)

Фронтальный устный      опрос. Просмотр и ана­лиз работ

 

 

3.

Виды изобразительного искусства

Линия   и ее   выра­зитель­ные   возможности

1

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков

Выполнение   ли­нейных рисунков трав, которые ко­лышет ветер (ли­нейный ритм, ли­нейные       узоры травянистых    со­цветий,   разнооб­разие в характере линий:      тонких, широких, ломких, корявых,    волни­стых и т. д.). Ма­териалы:     каран­даш, уголь

Выразительные   свойства линии,  виды  и  характер линии. Условность и об­разность  линейного   изо­бражения.

Ритм линий, ритмическая организация  листа.   Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Ма­тисса,  П. Пикассо,  В. Се­рова

Знать основы языка изобрази­тельного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык гра­фики (характер и ритм линий), выразительные   возможности материала (карандаш, уголь) в собственной   художественной деятельности с натуры

Анализ    резуль­татов    собствен­ной      художест­венной   деятель­ности

 

4.

Виды изобразительного искусства

Пятно как средство выраже­ния. Ком­позиция как   ритм пятен

 

1

Урок форми­рования новых знаний, умений и   навы­ков

Изображение раз­
личных состоя­
ний в природе
(ветер,       тучи,

дождь, туман, яр­кое солнце и те­ни) черной и бе­лой гуашью

 

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выра­зительные возможности. Тон и тональные отноше­ния. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левита­на; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебеде­вой

 

Знать основы языка изобрази­тельного искусства: тон, вы­разительные возможности то­на и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использо­вать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художе­ственно-творческой деятель­ности; активно воспринимать произведения станковой гра­фики

 

Просмотр и ана­лиз работ

 

 

5.

Виды изобразительного искусства

Цвет. Ос­новы цве-товедения

 

1

Урок форми­рования новых знаний, умений и   навы­ков. Фантазийное изо­бражение сказоч­ных царств огра­ниченной палит­рой и с показом вариативных воз­можностей цвета («Царство снеж­ной королевы», «Изумрудный го­род», «Страна зо­лотого солнца»). Материалы: гу­ашь, кисть

 

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Те­плые и холодные цвета. Цветовой контраст. На­сыщенность цвета и его светлота.

Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов

 

Знать основные характери­стики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, вла­деть навыками механического смешения цветов

 

Просмотр и ана­лиз работ

 

 

6

Виды изобразительного искусства

Цвет   в произве дениях живописи


 

 

1

Урок форми­рования новых знаний, умений и   навы­ков

Изображение осеннего букета с разным настрое­нием: радостный, грустный, торже­ственный, тихий

 

Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов.
Взаимодействие цветовых
пятен и цветовая компо­зиция. Выразительность
мазка. Фактура живописи.
Выражение в живописи
эмоциональных состояний: радость, грусть, неж­
ность и т. д. Зрительный
ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цве­
ты и фрукты»; «На берегу
моря»

 

Понимать значение слова «колорит» и его роль в созда­нии художественного образа. Владеть навыками механиче­ского смешения цветов; пере­давать эмоциональное состоя­ние средствами живописи; ак­тивно воспринимать произве­дения станковой живописи

 

Диктант по жи­вописи. Про­смотр, анализ и оценивание ра­бот

 

7

Виды изобразительного искусства

Объем­ные   изо­бражения в скульп­туре

1

Комби­ниро­ванный

Выполнение объ­емных изображе­ний животных. Материалы: пла­стилин, стеки

 

Выразительные возможности объемного изобра­
жения. Связь объема с ок­
ружающим пространством
и освещением. Художественные материалы в
скульптуре: глина, металл,
дерево и др., их вырази­
тельные возможности. Произведения анималистического жанра В. Вата-
гина, В. Серова

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и ма­териалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе 

Экспресс-опрос. Просмотр и ана­лиз работ  

 

 

8

Виды изобразительного искусства

Основы языка изобра­жения

1

Повторитель-

но-обобщающий

Конкурсные    за­дания

Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материа­лы и их выразительные возможности, художест­венное творчество и ху­дожественное восприятие, зрительские умения

Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изо­бразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); сред­ства выразительности графи­ки, скульптуры, живописи; имена и произведения вы­дающихся художников, твор­чество которых рассматрива­лось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анали­зировать знакомые произве-дения  искусства

 

Балльная оценка конкурсных за­даний

 

9

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

 

Реаль­ность и фантазия в творче­стве ху­дожника

 

1

Урок форми­рования новых знаний


Во все времена человек
создавал изображения ок­
ружающего его мира.
Изображение как познание окружающего мира и
отношения к нему челове
ка. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

Понимать значение изобрази­тельного искусства в жизни человека и общества; взаимо­связь реальной действитель­ности и ее художественного изображения в искусстве

 

Ответить на во­
прос: «Почему
люди хранят

произведения изобразительно­го искусства и высоко их ценят, передавая из по­коления в поко­ление?».

 

 

10

Мир наших вещей. Натюрморт

Изобра­жение предмет­ного ми­ра: натюрморт

 

1

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков Работа над на­тюрмортом из плоских изобра­жений знакомых предметов с ак­центом на композицию , ритм. Ма­териалы: бумага формата А4, ка­рандаш, мелки

 

Многообразие форм изо­бражения мира вещей в ис­тории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории    искусства.    На­тюрморт в живописи, гра­фике, скульптуре. Плоско­стное  изображение  и  его место в истории искусства. Повествовательность   пло­ских рисунков

 

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведе­ния в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения   искусства   натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран­
даш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,
пятно, композиция)

 

Просмотр и ана­лиз работ

 

 

11

Мир наших вещей. Натюрморт

Понятие формы, Много­образие форм  ок­ружающего  мира

1

Комби­ниро­ванный

Конструирование из   бумаги    про­стых геометриче­ских  тел  (конус, цилиндр,        куб, призма)

Понятие  формы.   Линей­ные, плоскостные и объ­ёмные формы. Геометри­ческие тела, которые со­ставляют    основу    всего многообразия форм

Иметь представление о мно­гообразии и выразительности форм

 

Игра «Определи произведение и его автор?, по фрагменту» Просмотр и ана­лиз работ

 

 

12

Мир наших вещей. Натюрморт

Изобра­жение объёма на плоско­сти и ли­нейная перспек­тива

1

Урок форми­рования новых

знаний, умений

 

Зарисовки конст­рукции    из    не­скольких геомет­рических       тел. Материалы:     ка­рандаш,     бумага формата А4

Плоскость и объём. Пер­спектива как способ изо­бражения   на   плоскости предметов в пространстве. Правила  объемного  изо­бражения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости

Знать правила объемного изо­бражения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь приме­нять полученные знания в практической работе с натуры

 

Экспресс-опрос. Просмотр и ана­лиз работ

 

 

13.

Мир наших вещей. Натюрморт

Освеще­ние.   Свет и тень

1

Урок форми­рования новых знаний, умений

Зарисовки      гео­метрических   тел из гипса или бу­маги   с  боковым освещением. Ма­териалы: черная и белая гуашь или акварель,   бумага формата А4

Освещение  как  средство выявления  объёма   пред­мета.   Источник   освеще­ния.      Понятие      «свет», «блик», «полутень», «соб­ственная     тень»,     «реф­лекс»,  «падающая тень». Свет как средство органи­зации композиции в кар­тине

Знать основы изобразитель­ной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выраже­ния характер освещения при изображении с натуры

 

Фронтальный
опрос  (сип

квейи), Самоана­лиз работ уча­щимися

 

 

14

Мир наших вещей. Натюрморт

Натюрморт в графике.

1

Комбинированный

 

Выполнение    на­тюрморта в тех­нике       печатной графики (оттиск с аппликации      на картоне)

Графическое изображение натюрмортов.     Компози­ция и образный строй в натюрморте:  ритм пятен, пропорций,   движение   и покой, случайность и по­рядок. Натюрморт как вы­ражение художником своих переживаний и пред­ставлений    об   окружаю­щем его мире. Материалы и инструменты художника и  выразительность  худо­жественных техник. .Твор­чество А. Дюрера, В. Фа­ворского

Понимать роль языка изобра­зительного искусства в выра­жении художником своих пе­реживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдаю­щихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоско­сти, применяя язык изобрази­тельного искусства и вырази­тельные    средства    графики; работать в технике печатной графики

 

Просмотр и ана­лиз работ

 

15.

Мир наших вещей. Натюрморт

Цвет      в натюр­морте

1

Комби­ниро­ванный Работа  над  изо­бражением      на­тюрморта   в   за­данном    эмоцио­нальном   состоя­нии:      празднич­ный,     грустный, таинственный. Материалы:     гу­ашь, кисти, бума­га формата A3

Цвет в живописи и богат­ство   его   выразительных возможностей.   Собствен­ный цвет предмета (ло­кальный) и цвет в живо­писи      (обусловленный). Цветовая организация на­тюрморта - ритм  цвето­вых    пятен:    И. Машков, «Синие   сливы»;   А. Ма­тисс,   «Красные   рыбки»; К. Петров-Водкин,     «Ут­ренний          натюрморт», «Скрипка».      Выражение цветом в натюрморте на­строений  и переживаний художника

Знать выразительные возмож­ности цвета. Уметь: с помо­щью   цвета   передавать   на­строение в натюрморте; рабо­тать  гуашью; анализировать цветовой     строй     знакомых произведений натюрмортного жанра

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венного художе­ственного твор­чества

 

 

16

Мир наших вещей. Натюрморт

Вырази­тельные возмож­ности на­тюрморта

1

Урок-обобще­ние

Предметный  мир  в   изобразительном    искусстве. Выражение в натюрморте переживаний    и   мыслей художника, его представ­лений    и    представлений людей его эпохи об окру­жающем мире и о самих себе. Натюрморт в искус­стве XIX-XX веков. На­тюрморт    и    выражение творческой   индивидуаль­ности    художника.    Зри­тельный ряд:  И. Грабарь, «Неприбранный       стол»; И. Машков,         «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и  фрукты».   Натюрморты В. Ван-Гога,    К. Моне    и П. Сезанна

Знать  такой жанр  изобрази­тельного   искусства,   как   на­тюрморт; выдающихся худож­ников и их произведения на­тюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь  анализировать   образ­ный  язык  произведений  на­тюрмортного жанра

Защита проек­тов. Анализ и оценка результа­тов проекгной деятельности

 

17

Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

Образ че­ловека   -главная тема    ис­кусства

1

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков

Портрет как образ опре­делённого   реального   че­ловека. История развития жанра.   Изображение   че­ловека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете.    Выражение    в портретном   изображении характера   человека,   его внутреннего мира.  Вели­кие      художники-портре­тисты: Рембрант, Ф. Роко­тов,       В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин

Знать жанры изобразительно­го искусства: портрет; выдаю­щихся      художников-портре­тистов русского  и мирового искусства   (Рембрант,   И. Ре­пин). Уметь активно воспри­нимать   произведения    порт­ретного жанр

-

 

18.

Вглядываясь в человека. Портрет

Конст­рукция Головы человека и её про­порции

1

Урок форми­рования новых знаний, умений

 

Работа   над   изо­бражением   голо­вы человека с со­отнесенными  по-разному деталями лица (аппликация вьфезанных      из бумаги форм

Закономерности в  конст­рукции головы человека. Большая   цельная   форма головы и её части. Про­порции    лица    человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица че­ловека

Просмотр и ана­лиз работ

 

19.

Вглядываясь в человека. Портрет

Графиче­ский портрет­ный    ри­сунок    и вырази­тельность образа человека

1

Комби­ниро­ванный

 

Выполнение    ав­топортрета с на­туры.     Материа­лы:  бумага фор­мата   А4,   уголь, мелки, карандаш

Образ человека в графи­ческом   портрете.   Распо­ложение портрета на лис­те. Выразительность гра­фических        материалов. Графические       пор!реты О. Кипренского,   И. Репи­на, В. Серова

Знать   пропорции   головы   и лица   человека;   выдающихся представителей    русского    и мирового   искусства   (А. Дю­рер,    Леонардо    да    Винчи, В. Серов) и их основные про­изведения портретного жанра. Уметь  использовать  вырази­тельность            графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

Просмотр и ана­лиз работ

 

20

Вглядываясь в человека. Портрет

Портрет в графике

1

Комби­ниро­ванный

Портрет     соседа по парте в техни­ке силуэта (про­филь).    Материа­лы: черная тушь, гуашь, бумага

 

Знать   пропорции   головы   и лица человека; выразительные средства графики (линия, пят­но) и уметь применять их в творческой работе с натуры

Просмотр, ана­лиз и оценка ра­бот

 

21.

Вглядываясь в человека. Портрет

Портрет в

скульп­туре

1

Комби­ниро­ванный

Работа   над   изо­бражением         в скульптурном портрете выбран­ного    литератур­ного героя с ярко выраженным   ха­рактером     (Баба Яга, Кощей Бес­смертный, Домо­вой и т. д.)

Человек - основной пред­мет       изображения       в скульптуре.     Материалы скульптуры.     Скульптур­ный   портрет  в   истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи    в    скульптурном портрете.    Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова

Знать  материалы   и  вырази­тельные возможности скульп­туры. Уметь передать харак­тер    героя    в   скульптурном портрете,  используя  вырази­тельные возможности скульп­туры; владеть знаниями про­порций и пропорциональных соотношений головы и лица человека

Презентация   ра­боты с произне­сением   коротко­го   монолога   от имени       вылеп­ленного   литера­турного      героя. Анализ и оценка работ

 

22

Вглядываясь в человека. Портрет

Сатири­ческие образы человека

1

Комбинированный

 

Изображение   са­тирических обра­зов литературных героев      (бумага формата А4, чер­ная акварель или гелевая       ручка, тушь)

 

Уметь   анализировать   образ­ный язык произведений порт­ретного   жанра;   работать   с графическими материалами

Тест. Просмотр и анализ работ

 

 

23.

Вглядываясь в человека. Портрет

Образные возмож­ности ос­вещения в портре­те

1

Комби­ниро­ванный

 

Наблюдение    на­туры и наброски (пятном)   головы в  различном  ос­вещении  (бумага формата А4, чер­ная    акварель, кисть)

Изменение образа челове­ка при различном освеще­нии

Знать   основы   изобразитель­ной грамоты (светотень); по­нимать    роль    освещения    в произведениях     портретного жанра. Уметь применять по­лученные знания при работе с натуры

Просмотр и ана­лиз работ

 

24.

Вглядываясь в человека. Портрет

Портрет в живописи

1

Комби­ниро­ванный

Ассоциативный портрет в технике коллажа      («Ма­ма», «Папа», «Де­душка»,    «Друг», «Сестра» и т. п.). Групповая работа

Роль и место живописного портрета в истории искус­ства.  Обобщенный  образ человека в живописи Воз­рождения,    в    XVH-X1X веках, в XX веке. Портре­ты   Леонардо   да   Винчи, Рафаэля    Санти,    Ф. Рокотова,   В. Боровиковско­го, О. Кипренского, В. Се­рова, М. Врубеля

Знать выдающихся художни­ков-портретистов,   представи­телей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Вин­чи,   Рафаэль  Санти,   М. Врубель. Уметь активно воспри­нимать и анализировать про­изведения портретного жанра; работать в технике коллажа

Тождество и контраст(срав­нительный ана­лиз произведе­ний), Представление работ, анализ и оцени­вание

 

25.

Вглядываясь в человека. Портрет

Роль цве­та в порт­рете

1

Комби­ниро­ванный

Анализ цветового решения образа в портрете.    Мате­риалы:      бумага, гуашь, кисть

Цветовое решение образа в портрете.  Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как   средство   выражения настроения   и   характера героя.   Живописная   фак­тура

Знать о выразительных воз­можностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи

Ответить на  во­прос:   «Кому   из известных    тебе художников    ты заказал  бы  свой портрет?     Поче­му?».    Просмотр и анализ работ

 

26.

Вглядываясь в человека. Портрет

Великие портретисты

1

Повторитель-

но-обобщающий

Выражение      творческой индивидуальности        ху­дожника в созданных им портретных образах. Лич­ность   художника   и   его эпоха.    Личность    героев портрета и творческая ин­терпретация её художни­ком.      Индивидуальность образного языка в произ­ведениях великих худож­ников. Презентация рефе­ратов на тему «Художни­ки-портретисты и их про­изведения»

Знать художников-портрети­стов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализиро­вать произведения портретно­го жанра

Презентация проектов на тему «Художники-портретисты     и их      произведе­ния»

 

 

27

Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов)

Жанры   в изобрази­тельном искусстве

1

Комби­ниро­ванный

Предмет   изображения   и картина мира в изобрази­тельном искусстве. Изме­нения видения мира в раз­ные эпохи. Жанры в изо­бразительном    искусстве. Портрет.         Натюрморт. Пейзаж.        Тематическая картина: бытовой и исто­рический жанры

Знать жанры изобразительно­го искусства. Иметь представ­ление об историческом харак­тере художественного процес­са; ориентироваться в основ­ных явлениях русского и ми­рового искусства. Уметь ак­тивно воспринимать произве­дения изобразительного ис­кусства

Сгруппировать предложенные произведения  по жанрам

 

28

Человек и пространство в изобразительном искусстве

 

 

 

 

 

 

 

29

Человек и пространство в изобразительном искусстве

 

1

 

тельным выбором яркого     личного впечатления      от состояния в при­роде (изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье        и ароматы лета)

ро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Бе­седа по пейзажам К. Мо-не, П. Сезанна, И. Гра­баря, К. Юона

ности (композиция, цвет, све­тотень, перспектива) в твор­ческой работе по памяти и представлению

много музы­ки"?». Просмотр, анализ и оценка работ

 

32-33

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Город­ской пей­заж

2

Урок-творче­ского приме­нения знаний, умений,   : навыков

Работа   над   гра­фической  компо­зицией «Мой го­род» (бумага фор­мата A3, гуашь с ограниченной па­литрой   или   от­тиски с апплика­ции на картоне)

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века

Знать основы изобразитель­ной грамоты и уметь приме­нять приобретенные знания на практике

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности

 

34

Человек и пространство в изобразительном искусстве

Вырази­тельные возмож­ности изобрази­тельного искусст­ва.   Язык и смысл

1

Повторитель-

но-обобщающий

Обобщение материала учебного года

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластиче­ских) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные сред­ства художественной вырази­тельности; разные художест­венные материалы, художест­венные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров

Оценка конкурс­ных заданий

 

 

 

7 класс.(38 часа) Изобразительное искусство в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во ча­сов

Тип  урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Оснащение

Раздел 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (10 часов)

1

Изображение фигу­ры человека и образ человека в истории искусств

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

 

Формирование нравствен­но-эстетической отзывчи­вости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве

 

 

Знать:

-  о жанровой системе в изобра­зительном искусстве и ее значе­нии для анализа развития исто­рии искусств;

-  роли и истории тематической
картины в изобразительном ис­кусстве и ее жанровых видах;

-  процессе работы художника
над картиной, о роли эскизов
и этюдов.

Уметь:

-  изображать пропорции челове­ка с натуры и по представлению;

-  владеть материалами живопи­си, графики, лепки в соответст­вии с программными требова­ниями

Изображение древних людей

 

2

Пропорции и строе­ние фигуры челове­ка

1

Зарисовки схем фигу­ры человека в движе­нии

 

3

Пропорции и строе­ние фигуры челове­ка

1

 

4

Лепка фигуры че­ловека

1

Формирование понимания общественного назначе­ния искусства как средст­ва отражения познания окружающего мира

 

 

Лепка фигуры челове­ка в движении из пла­стилина. Наброски с натуры фигуры уче­ника

 

 

 

5

Лепка фигуры че­ловека

1

 

6

Наброски фигуры человека с натуры

1

 

7

Наброски фигуры человека с натуры

1

 

8

Понимание красоты человека в европей­ском и русском ис­кусстве

1

Значение понятий:

-  пропорции фигуры че­ловека;

-  строение фигуры чело­
века;

-  красота движения фигу­ры человека

Портреты литератур­ных героев

 

9

Понимание красоты человека в европей­ском и русском ис­кусстве

1

 

10

Обобщение темы четверти

1

Обобще­ние и система­тизация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка и обсужде­ние рисунков уча­щихся

 

Р а з д е л 2. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (7 часов)

11

Поэзия повседнев­ной жизни в искус­стве разных наро­дов

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с работой скульптора

Знать:

-  о композиции, особенностях
построения произведениях искус­ства;

-  роли формата;

-  выразительном значении раз­
мера произведения

Композиции сюжетов из истории Древней Греции или Древнего Рима. Беседа «Быто­вой жанр в искусстве передвижников и им­прессионистов»

 

12

Тематическая кар­тина. Бытовой и исторический жанры

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с выдаю­щимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Микеланджело, Роден, Мухина)

Знать:

- о поэтической красоте повсе­дневности;

- роли искусства в жизни чело­
века;

- роли художественных образов
в понимании вечных тем жизни.
Развивать навыки наблюда­
тельности, способности образно­
го видения.

Уметь:

-           строить тематические компо­
зиции;

-            осуществлять поиски и спосо­
бы выражения выбранной темы

Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке»

 

13

Сюжет и содержа­ние в картине

1

Изуче­ние но­вого ма­териала, повторе­ние

Ознакомление с сюжетной композицией

 

Знать:

-   о поэтической красоте повсе­дневности;

-   роли искусства в жизни чело­
века;

-   роли художественных образов
в понимании вечных тем жизни.
Развивать навыки наблюда­тельности, способности образно­
го видения.

Уметь:

-   строить тематические композиции;

- осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы

 

 

 

 

 

 

 

14

Сюжет и содержа­ние в картине

1

Изуче­ние но­вого ма­териала, повторе­ние

Ознакомление с сюжетной композицией

 

 

15

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

 

Ознакомление с представ­лением о ценностях жизни в изобразительном искус­стве разных народов

Рисунок по теме «Продавец цветов»

 

16

Жизнь в моем горо­де в прошлые века

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с процес­сом работы над сюжетной композицией

Композиция «Жизнь людей в прошлом»

 

17

Праздник и карна­вал (тема праздника в бытовом жанре)

1

 

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с процессом работы над коллажом

 

Коллективные работы на тему «Новый год»  (техника коллажа)

 

Р а з д е л 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (10 часов)

 

18

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Изучение нового материа­ла, по­вторение и закреп­ление

 

 

Ознакомление с монумен­тальной живописью (фре­ска, мозаика, панно)

Знать:

-  о роли искусства в создании
памятников, посвященных исто­рическим событиям;

-  роли конструктивного изобра­зительного и декоративного на­
чал в живописи, графике,
скульптуре;

-  о поэтическом претворении
реальности во всех жанрах изо
бразительного искусства.
Уметь:

-  чутко, активно и эмоционально
воспринимать реальность;

-  соотносить собственные пере­живания с содержанием произ­ведений изобразительного ис­кусства, сравнивать произведе­ния, делать выводы

Беседа о развитии на­выков восприятия произведений изобра­зительного искусства

 

 

19

Тематическая кар­тина в русском ис­кусстве XIX века

1

Ознакомление с истори­ческими батальными жан­рами

Композиционные, по­исковые эскизы

 

 

20

Процесс работы над тематической картиной

1

Ознакомление с творчест­вом художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов)

Исполнение выбран­ной исторической композиции

 

 

21

Процесс работы над тематической картиной

1

 

 

 

22

Библейские темы в изобразительном искусстве

1

Изучение нового материа­ла, по­вторение и обоб­щение

Ознакомление с русской иконописью, композици­ями на библейские темы

Композиции на биб­лейские темы

 

 

23

Библейские темы в изобразительном искусстве

1

 

 

 

24

Монументальная скульптура и образ истории народа

1

Ознакомление с творчест­вом художников-мону­менталистов (Э. Фальконе, И. П. Мартос)

Эскиз памятника, по­священного выбран­ному историческому событию

 

 

25

Место и роль кар­тины в искусстве XX века

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)

Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины ху­дожников данной эпохи

Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выпол­ненных в III четверти

 

 

26

Место и роль кар­тины в искусстве XX века

1

 

Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)

Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины ху­дожников данной эпохи

Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выпол­ненных в III четверти

 

 

Р а з д е л 4. РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 часов)

 

27

Художественно-творческие проекты

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Искусство оформления книги

Знать:

-  о роли художественной иллю­страции;

-  выдающиеся произведения
изобразительного искусства;

-  о роли русской тематической
картины
XIX-XX столетий.

Иметь представление:

-  об историческом художествен­
ном процессе;

-  о роли творческой индивиду­альности художника;

-  сложном, противоречивом и
насыщенном художественными
событиями пути российского и
мирового изобразительного искусства в
XX веке.

Уметь:

-  иллюстрировать литературные
произведения;

-  показать в работе навыки дизайна;

-  анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их
эскизы;

-  представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художни­ке, произведении

Исполнение иллюст­раций к выбранному литературному произ­ведению

 

 

28-29

Искусство иллюст­рации. Слово и изо­бражение

1

 

 

30-31

Конструктивное и декоративное начало в изобрази­тельном искусстве

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Представление о работе художника в различных отраслях производства

Конструкции и декор предметов быта

 

 

32

Зрительские умения и их значение для современного чело­века

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Представление о зритель­ских умениях

Дизайн моды

 

 

33

История искусств и история человече­ства

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отраже­ние истории человечества в искусстве

Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю)

 

 

34-35

Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрес­сионизм и реализм)

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Представление о стилях и направлениях в искусстве

Изображение предме­тов быта в импрессио­низме и реализме

 

 

36

Личность художни­ка и мир его времени

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с творчест­вом выдающихся худож­ников, отражающих эпо­ху, мир своего времени

Произведения, выбранные для беседы о художниках

 

 

37-38

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1

Урок-выставка

Ознакомление с хранили­щами мирового искусства

Путешествие в музеи мира

 

 

7 класс.(32 часа) Изобразительное искусство в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во ча­сов

Тип  урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Оснащение

Раздел 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (10 часов)

1

Изображение фигу­ры человека и образ человека в истории искусств

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

 

Формирование нравствен­но-эстетической отзывчи­вости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве

 

 

Знать:

-  о жанровой системе в изобра­зительном искусстве и ее значе­нии для анализа развития исто­рии искусств;

-  роли и истории тематической
картины в изобразительном ис­кусстве и ее жанровых видах;

-  процессе работы художника
над картиной, о роли эскизов
и этюдов.

Уметь:

-  изображать пропорции челове­ка с натуры и по представлению;

-  владеть материалами живопи­си, графики, лепки в соответст­вии с программными требова­ниями

Изображение древних людей

 

2

Пропорции и строе­ние фигуры челове­ка

1

Зарисовки схем фигу­ры человека в движе­нии

 

 

Формирование понимания общественного назначе­ния искусства как средст­ва отражения познания окружающего мира

 

 

Лепка фигуры челове­ка в движении из пла­стилина. Наброски с натуры фигуры уче­ника

 

 

 

3

Лепка фигуры че­ловека

1

 

4

Наброски фигуры человека с натуры

1

 

5

Наброски фигуры человека с натуры

1

 

6

Понимание красоты человека в европей­ском и русском ис­кусстве

1

Значение понятий:

-  пропорции фигуры че­ловека;

-  строение фигуры чело­
века;

-  красота движения фигу­ры человека

 

 

 

 

 

 

 

 

Портреты литератур­ных героев

 

7

Понимание красоты человека в европей­ском и русском ис­кусстве

1

 

8

Обобщение темы четверти

1

Обобще­ние и система­тизация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка и обсужде­ние рисунков уча­щихся

 

Р а з д е л 2. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (7 часов)

9

Поэзия повседнев­ной жизни в искус­стве разных наро­дов

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с работой скульптора

Знать:

-  о композиции, особенностях
построения произведениях искус­ства;

-  роли формата;

-  выразительном значении раз­
мера произведения

Композиции сюжетов из истории Древней Греции или Древнего Рима. Беседа «Быто­вой жанр в искусстве передвижников и им­прессионистов»

 

10

Тематическая кар­тина. Бытовой и исторический жанры

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с выдаю­щимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Микеланджело, Роден, Мухина)

Знать:

- о поэтической красоте повсе­дневности;

- роли искусства в жизни чело­
века;

- роли художественных образов
в понимании вечных тем жизни.
Развивать навыки наблюда­
тельности, способности образно­
го видения.

Уметь:

-           строить тематические компо­
зиции;

-            осуществлять поиски и спосо­
бы выражения выбранной темы

Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке»

 

11

Сюжет и содержа­ние в картине

1

Изуче­ние но­вого ма­териала, повторе­ние

Ознакомление с сюжетной композицией

 

Знать:

-   о поэтической красоте повсе­дневности;

-   роли искусства в жизни чело­
века;

-   роли художественных образов
в понимании вечных тем жизни.
Развивать навыки наблюда­тельности, способности образно­
го видения.

Уметь:

-   строить тематические композиции;

- осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы

 

 

 

 

 

 

 

12

Сюжет и содержа­ние в картине

1

Изуче­ние но­вого ма­териала, повторе­ние

Ознакомление с сюжетной композицией

 

 

13

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

 

Ознакомление с представ­лением о ценностях жизни в изобразительном искус­стве разных народов

Рисунок по теме «Продавец цветов»

 

14

Жизнь в моем горо­де в прошлые века

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с процес­сом работы над сюжетной композицией

Композиция «Жизнь людей в прошлом»

 

15

Праздник и карна­вал (тема праздника в бытовом жанре)

1

 

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с процессом работы над коллажом

 

Коллективные работы на тему «Новый год»  (техника коллажа)

 

Р а з д е л 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (10 часов)

 

16

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Изучение нового материа­ла, по­вторение и закреп­ление

 

 

Ознакомление с монумен­тальной живописью (фре­ска, мозаика, панно)

Знать:

-  о роли искусства в создании
памятников, посвященных исто­рическим событиям;

-  роли конструктивного изобра­зительного и декоративного на­
чал в живописи, графике,
скульптуре;

-  о поэтическом претворении
реальности во всех жанрах изо
бразительного искусства.
Уметь:

-  чутко, активно и эмоционально
воспринимать реальность;

-  соотносить собственные пере­живания с содержанием произ­ведений изобразительного ис­кусства, сравнивать произведе­ния, делать выводы

Беседа о развитии на­выков восприятия произведений изобра­зительного искусства

 

 

17

Тематическая кар­тина в русском ис­кусстве XIX века

1

Ознакомление с истори­ческими батальными жан­рами

Композиционные, по­исковые эскизы

 

 

18

Процесс работы над тематической картиной

1

Ознакомление с творчест­вом художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов)

Исполнение выбран­ной исторической композиции

 

 

19

Процесс работы над тематической картиной

1

 

 

 

20

Библейские темы в изобразительном искусстве

1

Изучение нового материа­ла, по­вторение и обоб­щение

Ознакомление с русской иконописью, композици­ями на библейские темы

Композиции на биб­лейские темы

 

 

21

Библейские темы в изобразительном искусстве

1

 

 

 

22

Монументальная скульптура и образ истории народа

1

Ознакомление с творчест­вом художников-мону­менталистов (Э. Фальконе, И. П. Мартос)

Эскиз памятника, по­священного выбран­ному историческому событию

 

 

23

Место и роль кар­тины в искусстве XX века

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)

Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины ху­дожников данной эпохи

Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выпол­ненных в III четверти

 

 

24

Место и роль кар­тины в искусстве XX века

1

 

Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)

Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины ху­дожников данной эпохи

Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выпол­ненных в III четверти

 

 

Р а з д е л 4. РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 часов)

 

25

Художественно-творческие проекты

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Искусство оформления книги

Знать:

-  о роли художественной иллю­страции;

-  выдающиеся произведения
изобразительного искусства;

-  о роли русской тематической
картины
XIX-XX столетий.

Иметь представление:

-  об историческом художествен­
ном процессе;

-  о роли творческой индивиду­альности художника;

-  сложном, противоречивом и
насыщенном художественными
событиями пути российского и
мирового изобразительного искусства в
XX веке.

Уметь:

-  иллюстрировать литературные
произведения;

-  показать в работе навыки дизайна;

-  анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их
эскизы;

-  представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художни­ке, произведении

Исполнение иллюст­раций к выбранному литературному произ­ведению

 

 

26

Искусство иллюст­рации. Слово и изо­бражение

1

 

 

27

Конструктивное и декоративное начало в изобрази­тельном искусстве

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Представление о работе художника в различных отраслях производства

Конструкции и декор предметов быта

 

 

28

Зрительские умения и их значение для современного чело­века

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Представление о зритель­ских умениях

Дизайн моды

 

 

29

История искусств и история человече­ства

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отраже­ние истории человечества в искусстве

Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю)

 

 

30

Стиль и направление в изобразительном искусстве

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Представление о стилях и направлениях в искусстве

Изображение предме­тов быта в импрессио­низме и реализме

 

 

31

Личность художни­ка и мир его времени

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с творчест­вом выдающихся худож­ников, отражающих эпо­ху, мир своего времени

Произведения, выбранные для беседы о художниках

 

 

32

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1

Урок-выставка

Ознакомление с хранили­щами мирового искусства

Путешествие в музеи мира

 

 

8 класс (16 часов). Дизайн и архитектура в жизни человека.

 

Наименование раздела программы

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов

Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля.

Измерители.

Оснащение

 1.

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

 

Основы композиции в конструктивных искусствах

1

Урок форми­рования новых знаний 

Конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Многообразие современной материально-вещевой среды. Объемно-пространственная и плоскостная композиция.

Знать основные виды композиции (симметричные и асиметричные, фронтальные и глубинные)

Сгруппировать предложенные фото    и    репро­дукции   произве­дений  по  видам изобразительных (пластических) искусств

 

2.

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

 

Прямые линии и организация пространства.

 

1

Комбинированный с  использо­ванием   графиче­ских   материалов (карандаш, уголь, фломастер)

Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости

Уметь решать художественно-эмоциональные задачи с помощью простейших композиционных элементов.

Фронтальный устный      опрос. Просмотр и ана­лиз работ

 

 

3

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

 

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

 

1

Комбинированный урок

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.Применение локального цвета. Цветовые нюансы и контрасты.

Иметь понятия о цветовом акценте, ритм цветовых форм, доминанта. Уметь создавать композиции из произвольного количесва простей ших цветных геометрических фигур.

Практическая работа.

 

4

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

 

Буква – строка – текст.

 

1

Комбинированный урок

Буква как изобразительно-смысловой символ звука.

Иметь понятия об основных видах шрифта.

Практическая работа

 

5

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

 

Искусство шрифта

1

Комбинированный урок

Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста.

Уметь создавать простейшие шрифтовые композиции

Практическая работа

 

6

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

 

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

 

 

1

Комбинированный урок

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката.

 

Уметь решать композиционные задачи в пространстве поздравительной  открытки

Практическая работа

 

7

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

 

Текст и изображение как элементы композиции

1

Комбинированный урок

Синтез слова и изображения в искусстве плаката. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения

 

Уметь решать композиционные задачи в пространстве плаката

Практическая работа

 

8-9

Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

 

Многообразие форм полиграфического дизайна.

 

2

Комбинированный урок

Многообразие форм полиграфического дизайна.

Соединение текста и изображения.

Знать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги журнала.

Практическая работа

 

10

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

 

Архитектура – композиционная организация пространство

 

1

Комбинированный урок

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Уметь читать линейные изображения как проекции объекта

Практическая работа

 

11

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

 

Конструкция: часть и целое. Понятие модуля.

 

1

Комбинированный урок

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.

Различать виды соединения объемов (пассивное  -примыкание, агрессивное - проникновение)

Практическая работа

 

12

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

 

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

 

1

Комбинированный урок

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей.. И сторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.

Уметь читать различные виды композиционно – плоскостные схемы. Уметь моделировать фрагменты города.

Практическая работа

 

13

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

 

Мой дом – мой образ жизни. Функционально – архитектурная планировка своего дома.

 

1

Комбинированный урок

Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны

Уметь создавать поэтажные планы воображаемого дома

Практическая работа

 

14

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

 

Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

 

1

Комбинированный урок

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера

Уметь разрабатывать эскизы  плана комнаты.                     Зонировать помещения с помощью цвета.

Практическая работа

 

15

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

 

Дизайн и архитектура моего сада.

 

 

1

Комбинированный урок

Разновидности сада и их отличительные особенности. Малые архитектурные формы. Сомасштабные сочетания растений сада.

Знать разновидности сада и их отличительные особенности. Уметь составлять композиции из малыыыых архитектурных форм.

Практическая работа

 

16

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

 

Обобщающий урок

 

1

Комбинированный урок . Урок - выставка

Выставка работ учащихся на тему «Мой школьный дворик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс (18 часов). Изобразительное творчество и синтетические искусства.

 

 

Наименование раздела программы

Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество часов

Тип урока(форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля.

Измерители.

Оснащение

 1.

Человек в зеркале дизайна.

Имидж: лик или личина?

 

 

1

Урок форми­рования новых знаний 

Человек как объект дизайна. Понятие имидж -дизайна. Сфера имидж -дизайна.

Понимать определение имиджа. Знать сферу имидж - дизайна.

Практическая работа.

Журналы мод, рекламные ролики

2.

Человек в зеркале дизайна.

Мода, культура и ты..

 

1

Комбинированный урок

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды

Уметь решать художественно-эмоциональные задачи с помощью простейших композиционных элементов.

Практическая работа.

Журналы мод, рекламные ролики

3

Человек в зеркале дизайна..

 

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1

Комбинированный урок

Психология индивидуального и массового. Молодежные субкультуры и подростковая мода.

Уметь создавать проектный рисунок элементов костюма  с подбором цветовой гаммы.

Практическая работа.

Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы

4

Человек в зеркале дизайна..

 

Грим, визажистика.

 

1

Комбинированный урок

 

 

 

Искусство грима и визажистики. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Лицо в жизни, на экране, на фотографии, на рисунке.

Знать особенности освещения и приемы преображения лица, с помощью косметики.

Практическая работа

Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы

5

Человек в зеркале дизайна..

 

Прическа в практике дизайна.

 

1

Комбинированный урок

 

Прическа в практике дизайна. Форма лица и прическа.

Знать приемы преображения лица с помощью прически.

Практическая работа

Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы

6

Человек в зеркале дизайна..

 

Бодиарт

1

Комбинированный урок

 

История появления техники. Особенности материалов.

Знать история появления техники. Понимать особенности материалов

Практическая работа

Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы

7

Человек в зеркале дизайна..

 

Пирсинг и татуировка.

1

Комбинированный урок

 

Древние корни пирсинга и татуировки. Символы и значения.

Иметь поняите о истории появления пирсинга и татуировки.

Практическая работа

Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы

8

Человек в зеркале дизайна..

 

Украшения

1

Комбинированный урок

 

Украшения в жизни людей.

Современные технологии в изготовлении украшений.

 

Практическая работа

Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы

9

Человек в зеркале дизайна..

 

Моделируя себя – моделируешь мир.

 

1

Комбинированный урок

 

Разработка эскиза школьной формы.

Уметь подбирать цветовую гамму и сочетать формы в одежде.

Практическая работа

Журналы мод, рекламные ролики,презентация, авторские работы

10

Изобразительное творчество и синтетические искусства.

 

Синтетические искусства и изображение

1

Комбинированный урок

 

Понятие «Синтетические искусства». Роль и место изображения в синтетических искусствах

Уметь выделять группу синтетических видов искусства

Тест «Группы видов искусства»

Авторские работы, презентация

11

Изобразительное творчество и синтетические искусства.

 

Театр и экран – две грани изобразительной образности.

1

Комбинированный урок

 

Виды театрально-зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.

Уметь определять жанровые условности в спектакле и фильме.

Практическая работа

Авторские работы, презентация

12

Изобразительное творчество и синтетические искусства.

 

Сценография или театрально-декорацинное искусство.

 

 

1

Комбинированный урок

 

Направления художнической деятельности сценографа. Выразительные средства сценографии. Виды сценического оформления

Знать виды сценического оформления. Уметь анализировать и определять типы сенического оформления.

Практическая работа

Авторские работы, презентация

13

Изобразительное творчество и синтетические искусства.

 

Изобразительные средства актерского перевоплощения

1

Комбинированный урок

 

Искусство и специфика театрального костюма. Образность театрального костюма, грима и прически

Понимать своеобразие материалов для сценических костюмов. Уметь создавать эскизы костюмов и масок для определенного образа.

Практическая работа

Авторские работы, презентация

14

Изобразительное творчество и синтетические искусства.

 

Кино. Изобразительный язык кино и монтаж.

Из истории кино. Киножанры.

 

1

Комбинированный урок

 

История кино. Монтаж – специфика экранного языка и его образности. Кино – синтез слова, звука, игры актеров, музыки, изображения.

Овладение азами знания киноискусства, понимать его монтажно-образной природы.

Практическая работа

Авторские работы, презентация

15

Изобразительное творчество и синтетические искусства.

 

Эстафета искусств. От карандаша к компьютеру.

 

1

Комбинированный урок

 

Роль художественных инструментов в творческом художественном прцессе. Развитие изобразительных средств при  изменении технологии и способа создания изображеня не затрагивает природы художественного творчества.

Осознавать роль художественных инструментов в творческом художественном прцессе.  

Практическая работа

Авторские работы, презентация

16

Изобразительное творчество и синтетические искусства.

 

Компьютер на службе художника.

 

1

Комбинированный урок

 

Новые способы получения изображения. Компьютерная графика.

 

Практическая работа

Компьютерные анимационные ролики, презентация

17

Изобразительное творчество и синтетические искусства

Компьютер на службе художника.

 

 

1

Комбинированный урок

 

Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы

Уметь пользоваться элементарными приемами для создания простейшего анимационного ролика.

Практическая работа

Компьютерные анимационные ролики, презентация

18

Изобразительное творчество и синтетические искусства

Обобщающий урок

1

Урок - выставка

 

 

 

 

Работы учащихся, планшеты.

 

 

  

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Hosted by uCoz